Сибирские огни, 1955, № 3
китайцы делают «наоборот» в сравнении с тем, как делаем мы, русские. Когда был приведён добрый десяток примеров, с места поднялся один из из вестных писателей и сказал: — Мы, писатели, присматриваясь к жизни своего народа и изучая жизнь со ветских людей, стараемся прежде всего узнать и выявить то о б щ е е , что бы ло раньше, и что появляется сейчас на наших глазах . Это общее — в главном. На другой день я побывал на шелко ткацкой фабрике, полагая, что там луч ше, чем где-либо, увижу китайскую «спе цифику». Ведь производство шёлка — исконное китайское производство. Я долго стоял у станка работницы У Цай-тин и смотрел на её гибкие рабо тящие пальцы. По цвету кожа у Цай- тин смуглая. У неё иные бытовые навы ки, отличные от нас обычаи. Читая кни гу, она перевёртывает страницы не спра ва налево, как это делаем мы, а слева на право. Но её станок так же, как и стан ки наших работниц, нить за нитью ткёт но вую жизнь, ткёт по1тем же законам, по которым ткали и ткут её советские люди. Мне пришлось побывать на выставке шёлковых тканей Восточного Китая. На павильоне я прочитал знаменательный призыв: «Отбрасывать отжившее, разви вать новое, добиваться общего процвета ния». З а первой же дверью открылась со вершенно изумительная картина: шёлко вые ткани, ниспадая, струились как вол ны. Отражая солнце, они светились, бле стели, искрились всеми возможными в мире цветами и оттенками. Там были шелка более ста двадцати разновидно стей. И все настолько нежные, ласко вые, мягкие, что сравнить их с чем-ли бо, кроме, как с самим же шёлком, не возможно. Вот бархат под названием «Тэн-мун», который стал известен стране ещё со времени ханьской династии. И тут же бархат, рождение которого исчисляется всего лишь несколькими годами. Народный Китай унаследовал изуми тельное мастерство древних китайских ткачей шёлка, возродил традиционное искусство и вдохнул в него новую силу. Шанхай можно назвать трудолюби вым ткачом, — своими тканями он еже годно одевает триста тридцать миллио нов человек. Здесь находится почти по ловина всех текстильных предприятий страны. В сотнях фабричных корпусов день и ночь жужжат около двух с поло виной миллионов веретён. Во время посещения второй государ ственной текстильной фабрики наш про вожатый Ван Мэй-и досказал легенду о ткачихе и пастухе, которые один раз в году встречались на «сорочьем мосту». ' Ткачиха была искусной мастерицей. Работая в надоблачных высотах, она вы ткала всё небо с его солнцем, звёздами и луной и затем спустилась на землю,, чтобы своим трудом украсить её. Но злые силы связали ткачихе руки. Сей час эти руки свободны. К ткачихе при шло счастье. Красота шанхайских тканей поражает. «Хочется, — сказал художник одной тек стильной фабрики, — чтобы цветы, ко торыми мы любуемся в парках, расцзе- ли на платье и в сердце каждого челове ка». И это желание блестяще осущест вляется. Когда рассматриваешь ткани для детских платьев, невольно думаешь: выве ди ребёнка в таком платье в поле и на не го будут садиться бабочки — цветы на платье они примут за живые цветы. На шанхайской городской палитре за последние годы появилось много новых красок. Одна из них — индустриаль ная — горит всё ярче и ярче. Мудрая сила народа-созидателя, которая была раньше скована, преобразует ныне жизнь, обогащает и украшает её. Шанхай совместно с другими про мышленными центрами подставил свои плечи под нелёгкую ношу индустриализа ции. И плечи эти не согнулись. Шанхай начал создавать то, что раньше не про изводилось з Китае: электрические подъ ёмные краны, камнедробилки, буриль ные машины, вакуумные фильтры, па ровые турбогенераторы мощностью в пять-шесть тысяч киловатт, трансформа торы высокого напряжения, строгальные и шлифовальные станки. Дыхание города стало необычайно широким. Шанхай был одним из основ ных поставщиков оборудования для Ань- шанского металлургического комбината. Он производит электросварочные аппара ты для судостроительных заводов. Он создал шлюзовые затворы весом в три тысячи тонн каждый для Гуантинского и Фуцзилинского водохранилищ. Он пос лал s Северо-восточные леса рельсы для лесовозных дорог. Он создал машины для новых хлопчатобумажных фабрик в Чжэнчжоу и Ханьдаци. В 1953 году Шанхай дал стране столько электропровода и кабеля, что ими можно дважды опоясать земной шар по экватору. В том же году для отправ ки продукции в другие города и районы страны потребовалось столько вагонов, что, поставь их рядом, они протянулись бы более чем на 1.700 километров. В Пекине, в 1954 году, мне довелось побывать на посмертной выставке одно го из творцоз и пропагандистов реали стического метода в китайской живописи Сюй Бэй-хуна. Этот талантливый чело век, чтобы делать широкие размаши стые штрихи, часто пользовался большой кистью или несколькими кистями, свя занными вместе. Такими вот широкими энергичными штрихами Шанхай создаёт грандиозную картину, название которой — социалисти ческая индустриализация.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2