Сибирские огни, 1955, № 3
Д е л а и л ю д и Савва КОЖЕВНИКОВ Ш анхай О ч е р к 1 К Шанхаю мы подъезжали с осо бым чувством. Ещё бы! Азиатский Нью-Йорк, космополитическая столица Азии — так называли этот город коло низаторы, которые завязывали здесь хитроумные узлы своих грязных махи наций. Но для китайского народа Шан хай был в первую очередь городом слав ных революционных традиций, городом, в котором есть никогда не сгибавшийся Чапэй — бастион пролетарской стойко сти, городом, про который упоминал Ленин: «...поскольку будет расти в Китае число Шанхаев, будет расти и китайский пролетариат». Дыхание Шанхая мы почувствовали издалека. З а несколько десятков кило метров, когда пассажиры, ехавшие в Шанхай, ещё не укладывали свои до рожные вещи, перед окнами поезда всё чаще и чаще стали мелькать жёлтые па руса. Порой не было видно воды, и каза лось, что джонки, подняв высоко над со бой жёлтые крылья и раздвигая в сторо ны зеленевшие рисовые поля и кучеря вые рощицы, плыли по земле. Их бы ло сотни и шли они по десяткам рек, речек, каналов. Чем ближе к Шанхаю, тем чаще мелькали перед поездом посёлки, дерев ни, городки. Не успеешь проводить гла зами один населённый пункт и запечат леть в памяти хотя бы одну какую-ни будь примечательную его черту, как по является второй, третий. Подчас бывает трудно заметить границы этих бесчис ленных поселений. И вдруг всё до предела уплотнилось, поднялось вверх — то в виде огромных коробок, то в виде башен, то дымящихся труб. Всюду перед глазами — кирпич, гранит, мрамор, черепица, асфальт. Это и был Шанхай. Поезд всё более и более замедлял свой бег, словно с большим трудом преодолевал упругое дыхание го рода. Мы сошли на широкую крытую плат форму, против главного здания Северно го вокзала. Оглядеться как следует не успели: гостеприимные шанхайские то варищи сразу же усадили нас в авто машины. Перед нами распахнулась широченная улица, до предела забитая людьми: гро мыхали переполненные трамваи, шурша ли автомашины почти всех существую щих в мире марок, сновали то в одну, то в другую сторону тысячи синих велоси педов и оранжевых велорикш. — Хотите, — спросил нас работник городского правительства Ван Мэй-и, — мы сделаем по пути в гостиницу несколь ко петель, чтобы вы смогли, хотя бы мельком, посмотреть город? Машина пробегала по шумным ули цам, проспектам, площадям, поворачива ла то вправо, то влево, ныряла из одно го шумного потока в другой. Перед на ми возникали кварталы роскошных особ няков, покрытых красной черепицей, пышные парки, посередине которых стоя ли узорчатые беседки. То здесь, то там вставали дома-небоскрёбы. Они казались скучными серыми скалами, попавшими случайно на эту ровную землю. Ван Мэй-и, знающий русский язык, торопливо, стараясь перекричать громо гласный город, сообщал названия улиц, обращал внимание на ту или иную до стопримечательность. Выехали на улицу, где через каждые пять-шесть шагов, висели над тротуара ми рекламные свитки из разнообразных тканей. Некоторые так далеко выдвину лись на улицу, что чуть не задевали крыши трамваев. А вверху бороздили небо башни, шпили, небоскрёбы. — Нанкин-лу, — сказал Ван Мэй-и, и мы сразу же прильнули к автомобиль ным стёклам. Так вот где был торговый центр международного сеттльмента, так называемое сердце «делового мира»! На площади Фынянлу наша неутоми мая машина остановилась. Выйдя из неё, йсе сняли шляпы: перед нами стоял Пушкин. Приподняв голову, великий русский поэт задумчиво смотрел куда-то вдаль. Нам рассказали: памятник поставлен в сотую годовщину со дня смерти Пуш кина. Это первый и пока единственный в Китае памятник иностранному поэту. В годы оккупации японцы разбили его,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2