Сибирские огни, 1955, № 2
спросить Капчигая... Капчигай найдёт «Сиволота Ваныча». Автор с Аркашей пошли в избу к все ведущему Капчигаю. «На полу, около железной печки, си дел мальчик шорец лет четырнадцати и обувался. — Где твой отец? — спросил я. — Нам Капчигая надо. — Нет отца. Я ■— Капчигай...». Юный шорец вначале проявляет са мые мальчишеские замашки. Он с за вистью осматривает городскую одежду Аркаши и язвительно говорит: — Городскому-то по тайге ходить плохо. Боится, однако... Аркаша сердится и хочет один искать Гайворона. « — Без меня не найдёшь! — уже со всем презрительно махнул рукой Капчи гай и ловко чиркнул слюной сквозь зубы. Это уже был вызов Аркаше». Но вот спутники отправляются в по ход. В ряде эпизодов мы видим, как в мальчишеском характере Капчигая всё основательней проступают черты зоркого, умного и смелого человека, зна тока и хозяина родной тайги. Недаром учёный Гайворон, один из самых ува жаемых в Шории людей, называет его только настоящим именем — Макар. Капчигай, оказывается, —- прозвище, означающее: быстрый. Тепло рисуя своеобразные характеры шорцев, их быт и привычки, А. Смердов избегает самодельного любования ори гинальностью, экзотикой открывшейся ему народности. Он убедительно по казывает, в частности и через образ Капчигая, как шорцы тесно связаны с единой семьёй всего советского наро да, как они активно участвуют в общем деле строительства коммунизма. После войны автор снова побывал в Кузбассе и встретился на одной из шахт со старым знакомцем — малень ким проводником Капчигаем, теперь Макаром Кусургашевичем Кусургаше- вым — знатным машинистом электрово за. И снова знакомые черты, но в ка ком-то другом, более высоком качестве, видим мы у этого паренька. На шахте его вначале поставили кучером у главного инженера. Он дважды свозил начальство, а потом бросил инженера в райкоме и хладнокровно направил лошадей^в ко нюшню. В тот же день Капчигай по явился в штреке, и через некоторое вре мя он был послан на курсы машинистов. Так нашёл шорец Капчигай своё место в нашей действительности. В образе Карола автору удалось найти типические черты старого поколения шорцев, раскрывающие тяжёлое про шлое этой маленькой народности. Боль шую часть своей жизни Карол прожил до революции, когда жадные и лукавые купцы беззастенчиво грабили шорцев, пользуясь их суевериями. Торговец Се рёжка ухитрился разбогатеть... на тара канах. Он привёз это неведомое насеко мое и назвал его «кара-каном» — чёр ным ханом. Серёжка продавал тарака нов, уверяя неграмотных, забитых шор цев, в том числе Карола, что «кара- кан» охранит жилище от бед. В образе Карола мы ясно видим, на сколько тяжко было при царизме дав ление враждебных народу сил, как глу боко оно вбивало в души людей тьму суеверий, какой стеной отгораживало их от завоеваний цивилизации. На протяжении всей своей жизни,, уже и при советской власти, старый Ка рол не мог освободиться от предрассуд ков и полной мерой приобщиться к но вой культуре. Он опасается поезда, не может жить в шумном городе, где уже несколько лет спокойно и привычно жи вёт и работает его сын. Но всё равно, душевно Карол будто распрямился, он зажил интересами всего народа. Во вре мя войны, прослышав, что немцы выпу стили каких-то железных зверей, «тиг ров», Карол решает отправить на фронт свой кузей-малтык —• старинное, огром ное ружьё, в пуд весом, с полуфунтовым зарядом, из которого старик бил медве дей наповал, одним выстрелом. Так чув ства и помыслы старого, неграмотного охотника сливаются с великим делом всех советских людей. Следует упомянуть и об удачном обра зе народного певца, хранителя фолькло ра, ныбакчи Морошки. К жилищу ны- бакчи каждый вечер сходятся случай ные путники. Морошка не только поёт им прекрасные, мудрые песни и леген ды, но и угощает ужином — рыбой, на ловленной собственными руками. Всего одна глава посвящена Морошке, но нам надолго запоминается этот маленький старичок с богатой и щедрой душой, бескорыстно отдающий людям песни свои, свой труд и собственное жилище- для ночлега. В советской Шории плечом к плечу дружно работают коренные жители и русские люди. Они вместе разведыва ют и добывают руду, необходимую для могучих заводов Кузбасса, исследуют другие богатства страны Темира. На страницах книги читатель встречается с «таёжным профессором» Гайвороном, о котором Капчигай выразительно гово рит: « — Вот Сиволот Ваныч — ургенген баш, шибко учёная голова, как десять голов думает. Меня учить будет. Всё знает, никого не боится. Такой Сиволот Ваныч». Рассказы Гайворона в книге таят в себе богатый познавательный' мате риал. Мы знакомимся с геологом Смоли ным, «который постоянно несёт в себе неугасающую мечту древних рудознат цев открыть такой земной клад, который принесёт людям богатство и счастье». Смолин был одним из первооткрывате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2