Сибирские огни, 1955, № 2
■ставляющий из себя переработанную и дополненную книгу «В стране Темира». Поучителен сам метод работы писате ля, в данном случае — очеркиста. Не по наказу взялся он за перо, а лишь тогда, когда открытый им жизненный материал застучал в сердце, требуя своего вопло щения. Книга создавалась не в один-два скороспелых наезда, она росла и шири лась вместе с судьбами её живых геро ев, с которыми автор был связан доб рых полтора десятка лет, и не по пе реписке связан, не по беседам за пись менным столом. А. Смердов вместе со своими героями плыл на плотах по по рожистой Мрассу, сидел у костров в тайге, карабкался по склонам Кузнец кого Алатау, а в военные годы встре чался в траншеях, вырытых под огнём противника, и у боевых орудий. Так познавалась жизнь, так проверя лись характеры героев книги. Это ли не вернейший путь к творческой победе для любого художника, в том числе и для очеркиста?! Повествование начинается историей строительства Сталинска. Лирические детали незабываемого времени первых пятилеток и публицистические отступле ния органично сливаются с пейзажами Кузбасса наших дней, данных взволно ванно и приподнято, мы бы сказали — романтически: «После темноты глухих спящих селений и станций, которые мы миновали ночью, — сейчас дорога каза лась каким-то другим царством, в кото ром, не угасая, горели вечные огни и люди не знали разницы между днём и ночью». «Завод был похож на огромный ко рабль, который, дымя всеми своими трубами, сверкая гирляндами огней, плыл сквозь рассвет, среди синих взгорий, навстречу нашему поезду». И вот перед глазами читателя появ ляется образ хозяина Кузбасса, предста вителя рабочего класса Сталинска. Автор рассказывает, как он, присевши в сквере напротив Кузнецкого металлур гического комбината и углубившись в свою путевую тетрадь, услышал вдруг рядом шумное дыхание и натужное по кашливание. « — Ты погляди, что он делает, чёр тов сын, а? — раздался вдруг болезнен но-скрипучий тенорок соседа. — Ишь, как гонит, хвост к небу! Дурень, эх, ду рень, ведь тебе ж так подины ненадолго хватит, ты её мигом спалишь, торопы га... Вот погоди, выйду я, так носом натычу в такую работку...». Повернувшись, автор увидел могутно го старика с красноватым, опалённым лицом металлурга. Гнев старика был вызван багровым языком пламени, взле тевшим над одною из труб мартенов. Своё раздражение он обращает и на случайного соседа. — Из газетки? — строго спрашивает он и рассказывает, как про него один га зетчик недавно написал: «трубы марте нов, как факелы, пылали во мраке ночи...» — Для него это красота, а мне позор на весь завод... Это значит, что ход печи ни к чёрту... А тогда и не было такого, я же сам плавку вёл. Писака это при- брехнул для красоты... Так мы знакомимся с прославленным сталеваром, обер-мастером Антоном Де ментьевичем. Эта встреча, описанная сразу после картин, исполненных пафо са, происходит в неожиданно обыденной обстановке и даже несколько комической ситуации. И «болезненно-скрипучий те норок» вроде бы никак не способствует восприятию образа старого сталевара как образа богатырского. Но ведь в нашем сознании живут ро мантические картины индустриальной мощи Кузбасса. На их фоне мы видим фигуру старика, слышим его хозяйское ворчание по поводу того, чем мы сами- то могли только безотчётно восхищать ся. Писатель помогает нам почувство вать, что это сказочное могущество под властно таким людям, как Антон Де ментьевич, и является для них самым обыкновеннейшим делом. Именно поэто му старик вырастает в какой-то собира тельный образ. Таких удачных художественных реше ний в книге немало. Разнообразные средства использует автор для изображения своих живых ге роев и событий, в которых они участву ют. Не последнее место занимает диа лог, в большинстве случаев динамичный, живой, сохраняющий языковые особен ности различных людей. На таёжной дороге встречаются авто ру древние старик и старуха. На вопрос, куда они идут, старик отвечает: «— Мундыбаш. Сын там, в гости идём. — Издалека? — С Калзаса идём. Не шибко дале ко — три дня пути. — Где ночевали сегодня? — В Шалыме маленько поспали. Солнце поднялось — мы пошли. Выходит, они успели сегодня отмахать больше тридцати километров — эти ста рые люди!» Этот короткий диалог является как бы вступлением к глубокому изображе нию людей Горной Шорни — певцов, охотников, следопытов, которым, между прочим, и на старости лет «не шибко далёким» кажется трёхдневный путь в гости. С большой любовью рисует пи сатель образы жителей страны Темира. Обаятелен шорский паренёк Капчи- гай. В обрисовке его А. Смердов поль зуется методом тонкого контраста между ожидаемым и действительным. Автор и его спутник Аркаша ищут в тайге бота ника Всеволода Ивановича Гайворона. Никто из охотников не знает, куда он направился, и все твердят, что надо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2