Сибирские огни, 1955, № 2
Богатые открытия Нередко можно услышать разговоры о том, что жанр очерка у нас отстаёт. Это утверждение в какой-то мере спра ведливо. Требовательный советский чи татель хочет в гораздо большем объёме и в лучшем качестве видеть художест венно-документальное отображение на шей эпохи. И всё-таки нельзя не отметить, что только за послевоенные годы одно лишь Новосибирское издательство выпустило более двадцати очерковых книг, подни мающих самые разнообразные темы. Мы видим литературные очерки А. Коптело- ва и С. Кожевникова, краеведческие — Г. Федосеева, исторические — К. Урма- нова и К. Лисовского, охотничьи — В. Пухначёва, очерки о тружениках сельского хозяйства А. Смердова, А. Герман, А. Куликова, Н. Мейсака, П. Воронина и т. д. Это — не считая очерков, выпускаемых в других краях и областях Сибири. Но беда в том, что наши критики-си биряки равнодушно относятся к этому жанру, не замечают достижений, не ана лизируют удачный опыт, не ставят проблем очерка в широком плане, а если и берутся писать об отдельных книгах, то делают это с нескрываемым прене брежением, как было, например, с охот ничьими очерками В. Пухначёва. До сих пор не замеченными критикой остались книжки Н. Мейсака и П. Воронина, не смотря на то, что они посвящены важ ным проблемам сельского хозяйства. А ведь очерк — один из труднейших жанров художественной литературы. Его наиболее важное отличие •— докумен тальность. Отсюда вытекают художест венные особенности, как жанра: отсут ствие строго построенного и завершённо го сюжета, ибо конкретные факты действительности редко укладываются в законченные сюжетные построения; необходимость найти яркие типические черты в одном прототипе, в реально существующей личности, ибо очеркист лишён возможности синтезировать черты своего героя из наблюдений над многи ми людьми, как это делает, допустим, романист. Трудности жанра, слабое развитие его теории требуют особого внимания кри тики к очерковым произведениям. По вторяем: таким вниманием они почти не пользуются. В частности, на книгу А. Смердова «Камень на ладони», а также и очерк «В стране Темира» в сибирской периодической печати до сих пор не появилось ни одной рецензии. Правда, в № 2 «Знамени» за нынешний год выступил Б. Костюковский. Но он почему-то книгу «Камень на ладони» упорно называет «дневником поэта». Что такое дневник? Это краткие за метки о всём увиденном, фиксация от рывочных наблюдений и авторских раз мышлений. Нет, не дневниковые записи представляет из себя произведение А. Смердова. Скажем точно; это доброт ные очерки, даже — очерк, ибо книга сделана очень монолитно, пронизана от начала до конца единой мыслью и тща тельно прослеженными судьбами реаль ных людей. Интересна сама история создания «Камня на ладони». Ещё до войны автор отправился в Горную Шорию как соби ратель фольклора. В результате по явился сборник шорских легенд и ска зок, переведённых и поэтически обрабо танных А. Смердовым, под названием «Ай-Толай». Творческая задача, таким образом, была выполнена. Но знакомство с людь ми «страны Темира», впечатления от этого удивительного края настолько пе реполнили писателя, что он не мог не написать об этом. Во вступительной гла ве А. Смердов говорит: «Живая жизнь, живая природа оказались не менее яр кими и поэтичными, чем фантастиче ские, рождённые вековой мечтой народа сказочные картины. Живые люди, встре ченные в этой стране, были не менее замечательны, чем герои-богатыри из старинных народных сказаний». Так появилась незадолго до войны книга «В стране Темира». Писателю по счастливилось встретить на фронте не которых своих героев, а в послевоенные годы он снова побывал в Кузбассе и Горной Шории. Жизнь настоятельно треббвала продолжения книги, ибо ха рактеры знакомых людей обогатились, уточнились в восприятии автора, допол нительно раскрывшись в боевых делах и свершениях послевоенной пятилетки. Так появился «Камень на ладони», пред-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2