Сибирские огни, 1955, № 2
себе иголку и нитки. Так заведено: то пуговица оборвётся у малыша, то платье не в порядке — надо зашить... Много ребят у нас за линией живёт. Нельзя же пускать их без старших через пути. Провожаем. Кто-нибудь из учителей остаётся в школе, пока всех ребят до мой не отправит. Особенно в мороз. На до помочь и шапку завязать, и рукави цы надеть, и сумку в порядок привести. За беседой мы с Тарасовым перели стали дневник Нины Николаевны Кисе лёвой, учительницы с двадцатилетним стажем. По скупым записям в школьной тетрадке было отчётливо видно, с каким напряжением она следит за успехами и неудачами каждого ученика, отмечая малейшие изменения в поведении, ста раясь разгадать их причины; как радует ся каждому успеху в учёбе. Так же, как и Николай Георгиевич, Нина Николаевна считает, что глав ное — тесная связь школы с родите лями. Как бы в подтверждение её слов, в учительскую торопливо вошёл стар ший машинист электростанции Омель ченко, наш депутат и председатель ро дительского комитета. — Кажется, опоздал? Хотелось на уроках побывать... — Ничего, ничего, Даниил Афанасье вич,— обрадовался Киселёв. — Успеете. Пожалуйста, в любой класс. — Сегодня я в четвёртый... Там дружки у меня есть, с которыми ухо остро держать надо. — Можно и в четвёртый. Я сообщил Тарасову, что Омельченко, побывав на уроках, долго беседует с Киселёвым, высказывает свои замеча ния, соображения. Вместе с другими членами родительского комитета и учи телями он посещает квартиры учащих ся, часто выступает на собраниях. По его инициативе родительский комитет вы пускает «боевые листки», которые рас сылаются по всем службам станции. Зато и учителей можно встретить то на десятидворках, то на заседаниях сельсовета, то в избе-читальне. Киселёв, как депутат Совета, не дожидаясь спе циальных поручений, сам находит для себя какое-нибудь неотложное дело. Откровенно говоря, я не думал рань ше, что школа, учителя будут играть та кую серьёзную роль в работе сельсове та. Не думал я, что и сельсовет может влиять на школу даже в постановке пре подавания. В нашей семилетке, например, тоже на каждом шагу чувствовалась крепкая связь школьного коллектива с общест венностью села, с родителями учеников. Большую роль в этом сыграл обмен опытом. Ещё в первые послевоенные ме сяцы исполком Совета, обсуждая вопро сы готовности школ к новому учебному году, решил ближе познакомиться с по становкой учебного дела в обоих педа гогических коллективах. Киселёв и тог дашний директор семилетки Кожевников сами пригласили меня и других членов исполкома бывать на уроках. Помню, моё внимание привлекли старшеклассники начальной школы. Я не мог не заметить, что в четвёртом классе семилетки, который вела тогда учитель ница Литвиненко, уроки проходили как-то вяло, скучно, формально. Совсем другое впечатление оставлял четвёртый класс железнодорожной школы, с кото рым занималась Вера Михайловна Че- ренкова. На её уроках ребята не скуча ли. Они в полном смысле слова работа ли, были целиком заняты одйим общим делом. Учителя семилетки сначала отнеслись к моим наблюдениям скептически. Но когда Кожевников по моему приглаше нию тоже побывал на уроках Веры Ми хайловны, он сам обязал Литвиненко изучить опыт старого педагога. Так между двумя школьными коллек тивами завязалась крепкая, если так можно выразиться, производственная дружба. Очень скоро она сказалась и во внешкольной работе — в расширении связей с родителями и общественностью села. Вот характерный пример. Молодая учительница Аксюченко заметила, что один из её учеников — Володя Инохо- дов стал чуждаться других детей, зам кнулся в себе, перестал готовить уроки. Попытки вызвать мальчика на откровен ный разговор кончились неудачей. Ниче го не дало и посещение Володи на дому. И только поговорив с соседями, Аксю ченко узнала, что до такого состояния мальчика довели постоянные побои ма тери и бабушки. Школа и сама вмеша лась в это дело, и попросила вмешаться нас. Иноходову-мать пригласили в сель совет, пристыдили. И сейчас Володя ни чем не отличается от своих сверстников, хорошо учится. В свою очередь и учителя помогали сельсовету. В частности,, они прекрасно поставили агитационную работу. Однажды мне пришлось присутство вать на беседе, которую вела учитель ница-комсомолка Блинкова. Хозяйка квартиры Мария Васильевна Самсонова приветливо встречала гостей. Подставляла стулья, скамейки. Но сво бодных мест становилось всё меньше. Это заметил сын Марии Васильевны, ученик первого класса Витя, тихо сидев ший на печке. Когда осталось только два свободных стула, мальчуган молча слез на пол и, надевая валенки, деловито сказал: — Придётся, видать, добавить. Чувствовалось, что размещение гостей для Вити — дело привычное.. Среди собравшихся я заметил восьми десятилетнюю Марину Максимовну Гор бачёву, жену Ивана Ивановича. — Расскажите-ка нам, Марина Мак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2