Сибирские огни, 1955, № 2

себе иголку и нитки. Так заведено: то пуговица оборвётся у малыша, то платье не в порядке — надо зашить... Много ребят у нас за линией живёт. Нельзя же пускать их без старших через пути. Провожаем. Кто-нибудь из учителей остаётся в школе, пока всех ребят до­ мой не отправит. Особенно в мороз. На­ до помочь и шапку завязать, и рукави­ цы надеть, и сумку в порядок привести. За беседой мы с Тарасовым перели­ стали дневник Нины Николаевны Кисе­ лёвой, учительницы с двадцатилетним стажем. По скупым записям в школьной тетрадке было отчётливо видно, с каким напряжением она следит за успехами и неудачами каждого ученика, отмечая малейшие изменения в поведении, ста­ раясь разгадать их причины; как радует­ ся каждому успеху в учёбе. Так же, как и Николай Георгиевич, Нина Николаевна считает, что глав­ ное — тесная связь школы с родите­ лями. Как бы в подтверждение её слов, в учительскую торопливо вошёл стар­ ший машинист электростанции Омель­ ченко, наш депутат и председатель ро­ дительского комитета. — Кажется, опоздал? Хотелось на уроках побывать... — Ничего, ничего, Даниил Афанасье­ вич,— обрадовался Киселёв. — Успеете. Пожалуйста, в любой класс. — Сегодня я в четвёртый... Там дружки у меня есть, с которыми ухо остро держать надо. — Можно и в четвёртый. Я сообщил Тарасову, что Омельченко, побывав на уроках, долго беседует с Киселёвым, высказывает свои замеча­ ния, соображения. Вместе с другими членами родительского комитета и учи­ телями он посещает квартиры учащих­ ся, часто выступает на собраниях. По его инициативе родительский комитет вы­ пускает «боевые листки», которые рас­ сылаются по всем службам станции. Зато и учителей можно встретить то на десятидворках, то на заседаниях сельсовета, то в избе-читальне. Киселёв, как депутат Совета, не дожидаясь спе­ циальных поручений, сам находит для себя какое-нибудь неотложное дело. Откровенно говоря, я не думал рань­ ше, что школа, учителя будут играть та­ кую серьёзную роль в работе сельсове­ та. Не думал я, что и сельсовет может влиять на школу даже в постановке пре­ подавания. В нашей семилетке, например, тоже на каждом шагу чувствовалась крепкая связь школьного коллектива с общест­ венностью села, с родителями учеников. Большую роль в этом сыграл обмен опытом. Ещё в первые послевоенные ме­ сяцы исполком Совета, обсуждая вопро­ сы готовности школ к новому учебному году, решил ближе познакомиться с по­ становкой учебного дела в обоих педа­ гогических коллективах. Киселёв и тог­ дашний директор семилетки Кожевников сами пригласили меня и других членов исполкома бывать на уроках. Помню, моё внимание привлекли старшеклассники начальной школы. Я не мог не заметить, что в четвёртом классе семилетки, который вела тогда учитель­ ница Литвиненко, уроки проходили как-то вяло, скучно, формально. Совсем другое впечатление оставлял четвёртый класс железнодорожной школы, с кото­ рым занималась Вера Михайловна Че- ренкова. На её уроках ребята не скуча­ ли. Они в полном смысле слова работа­ ли, были целиком заняты одйим общим делом. Учителя семилетки сначала отнеслись к моим наблюдениям скептически. Но когда Кожевников по моему приглаше­ нию тоже побывал на уроках Веры Ми­ хайловны, он сам обязал Литвиненко изучить опыт старого педагога. Так между двумя школьными коллек­ тивами завязалась крепкая, если так можно выразиться, производственная дружба. Очень скоро она сказалась и во внешкольной работе — в расширении связей с родителями и общественностью села. Вот характерный пример. Молодая учительница Аксюченко заметила, что один из её учеников — Володя Инохо- дов стал чуждаться других детей, зам­ кнулся в себе, перестал готовить уроки. Попытки вызвать мальчика на откровен­ ный разговор кончились неудачей. Ниче­ го не дало и посещение Володи на дому. И только поговорив с соседями, Аксю­ ченко узнала, что до такого состояния мальчика довели постоянные побои ма­ тери и бабушки. Школа и сама вмеша­ лась в это дело, и попросила вмешаться нас. Иноходову-мать пригласили в сель­ совет, пристыдили. И сейчас Володя ни­ чем не отличается от своих сверстников, хорошо учится. В свою очередь и учителя помогали сельсовету. В частности,, они прекрасно поставили агитационную работу. Однажды мне пришлось присутство­ вать на беседе, которую вела учитель­ ница-комсомолка Блинкова. Хозяйка квартиры Мария Васильевна Самсонова приветливо встречала гостей. Подставляла стулья, скамейки. Но сво­ бодных мест становилось всё меньше. Это заметил сын Марии Васильевны, ученик первого класса Витя, тихо сидев­ ший на печке. Когда осталось только два свободных стула, мальчуган молча слез на пол и, надевая валенки, деловито сказал: — Придётся, видать, добавить. Чувствовалось, что размещение гостей для Вити — дело привычное.. Среди собравшихся я заметил восьми­ десятилетнюю Марину Максимовну Гор­ бачёву, жену Ивана Ивановича. — Расскажите-ка нам, Марина Мак­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2