Сибирские огни, 1955, № 1

отмечала критика... «нарушена правда характеров, и потому интересно заду­ манный рассказ, с острым конфликтом, с рядом ярких и свежих деталей, с от­ дельными удачно написанными сценами в целом оказался неудачным». Этой же причиной — неуменьем автора создать живые характеры главных действующих лиц — объясняется и неудача рассказа «После заседания». Сумел ли преодолеть трудности ма­ териала молодой писатель? Удалось ли ему достигнуть более глубокого раскры­ тия полюбившейся и очень важной те­ мы? И, главное, без чего не может быть раскрытия темы — удалось ли Юрию Сальникову создать живые характеры действующих лиц своих произведений? С этими вопросами, в частности, берём мы его вторую книгу «Посмотрите во­ круг!»1. В новом сборнике, кроме трёх неболь­ ших старых рассказов, — «День жиз­ ни», «Разговор о герое», «У микрофо­ на», опубликованы три новых — «Пода­ рок», «Экзамен Гали Перфильевой»,. «Посмотрите вокруг!», составляющих значительную часть книги. Автор сумел сделать правильные выводы из поже­ ланий и критики. Ему удалось расши­ рить и углубить тему рассказов, под­ нятую в первой книге, он сумел вы­ лепить характерные образы положитель­ ных героев, наделить их своеобразными индивидуальными чертами, умело пере­ дать их живую, эмоциональную речь. Всё это очень хорошо видно в расска­ зе «Посмотрите вокруг!». Сюжет рассказа, как, впрочем, и всех рассказов Юрия Сальникова, несложен. Мастер сборочного цеха Волкова изби­ рается делегатом на областную конфе­ ренцию сторонников мира. Мы встре­ чаемся с ней тогда, когда она «сидела в президиуме», незримо присутствуем око­ ло героини на протяжении одного рабо -1 чего дня в цехе завода. Юрий Сальни­ ков акцентирует внимание читателей не на внешнем облике человека, а стремит­ ся раскрыть его духовный мир, показать становление его характера, его мировоз­ зрение. И это даётся через посредство показа героя в действии, в столкновении с другими людьми. Так создаётся реали­ стическая картина жизни наших людей в коллективе. Юрий Сальников тонко, умело пока­ зывает, как, например, Маша, основы­ ваясь на поверхностном первом впечат­ лении, ошибалась в Липатове. Но стоило Маше внимательно присмотреться к это­ му хмурому бригадиру, заглянуть в его душу — и в ином свете предстал перед ней Липатов. Оказалось, это — человек, тяжело переживающий утрату сына на войне, не переносящий бездельников. 1 Ю . С а л ь н и к о в . «П о см о т р и т е в о к р у г » . Р а с с к а з ы . Тю м е н с к о е к н и ж н о е и зд а т ел ь ст в о , 150 ет р . людей, потребительски относящихся н работе, к . исполнению своих обязанно­ стей. Автор любовно рисует своих геро­ ев и, раскрывая существо их взаимоот­ ношений, убедительно показывает, что чуткость, внимание, заботливость являет­ ся нормой поведения советских людей, объединённых едиными целями, едины­ ми стремлениями. Конечно, бывает, что в коллективе на­ ходятся и неустойчивые элементы. Уче­ ник слесаря Гринько пришёл на завод без желания и поэтому работал без меч­ ты, без огонька. Однако, кроме слов укора и осуждения, его товарищи по ра­ боте находят и слова внимания, чутко­ сти. Терялась Маша Волкова, не знала, что же ей сказать в речи на областной конференции сторонников мира. Но вот в течение рабочего дня, после собрания, она как бы снова, не без помощи окру­ жающих её людей, посмотрела на кол­ лектив, и ей стало ясно: простые слова: нам нужен мир1 — это и её слова, её, а не чужие. Но истоки хорошего в душах совет­ ских людей, чувства коллективизма, от­ ветственности за свои поступки воспи­ тываются и в школе и в семье. Именно здесь закладываются те основы, на ко­ торых с годами вырастет и окрепнет доб­ рая душа советского человека. Этой те­ ме, неразрывно связанной с другими, по­ свящён и рассказ «Разговор о герое». В нём глубоко и поэтически раскрыта героичность и романтичность нашей жизни. Стоит внимательнее присмотреть­ ся к окружающему, пронаблюдать дей­ ствия и поведение простых людей — и станет очевидным: советские люди повсе­ дневно творят героическое. В рассказе «Подарок» нет внешне «острых» углов в развитии сюжета, рез­ ких поворотов. Идёт подготовка ко дню' рождения матери Павлика... К этому го­ товится Павлик, обещавший нарисовать картину и принести из школы в подарок маме отличные оценки. Готовится вся семья. В день рождения матери препод­ носятся подарки. С хорошими оценками пришёл и Павлик. Но радости у него нет. Оценка получена с помощью това­ рищей, с подсказкой, следовательно, не­ честно. И он признаётся в этом. Автор показывает влияние коллектива на ста­ новление психологии мальчика, воспита­ ние чувства ответственности и честности. Рассказ, написанный живым, эмоцио­ нальным языком, верно передаёт особен­ ности детского мышления и языка, сви­ детельствует о знании автором детской психологии. Из всех прозаических произведений Юрия Сальникова рассказ «Экзамен Га­ ли Перфильевой» — самая большая и серьёзная удача. Становление характера советской школьницы, преодолевающей моральные трудности и невзгоды не только силой своего духа, но и с по­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2