Сибирские огни, 1955, № 1
отмечала критика... «нарушена правда характеров, и потому интересно заду манный рассказ, с острым конфликтом, с рядом ярких и свежих деталей, с от дельными удачно написанными сценами в целом оказался неудачным». Этой же причиной — неуменьем автора создать живые характеры главных действующих лиц — объясняется и неудача рассказа «После заседания». Сумел ли преодолеть трудности ма териала молодой писатель? Удалось ли ему достигнуть более глубокого раскры тия полюбившейся и очень важной те мы? И, главное, без чего не может быть раскрытия темы — удалось ли Юрию Сальникову создать живые характеры действующих лиц своих произведений? С этими вопросами, в частности, берём мы его вторую книгу «Посмотрите во круг!»1. В новом сборнике, кроме трёх неболь ших старых рассказов, — «День жиз ни», «Разговор о герое», «У микрофо на», опубликованы три новых — «Пода рок», «Экзамен Гали Перфильевой»,. «Посмотрите вокруг!», составляющих значительную часть книги. Автор сумел сделать правильные выводы из поже ланий и критики. Ему удалось расши рить и углубить тему рассказов, под нятую в первой книге, он сумел вы лепить характерные образы положитель ных героев, наделить их своеобразными индивидуальными чертами, умело пере дать их живую, эмоциональную речь. Всё это очень хорошо видно в расска зе «Посмотрите вокруг!». Сюжет рассказа, как, впрочем, и всех рассказов Юрия Сальникова, несложен. Мастер сборочного цеха Волкова изби рается делегатом на областную конфе ренцию сторонников мира. Мы встре чаемся с ней тогда, когда она «сидела в президиуме», незримо присутствуем око ло героини на протяжении одного рабо -1 чего дня в цехе завода. Юрий Сальни ков акцентирует внимание читателей не на внешнем облике человека, а стремит ся раскрыть его духовный мир, показать становление его характера, его мировоз зрение. И это даётся через посредство показа героя в действии, в столкновении с другими людьми. Так создаётся реали стическая картина жизни наших людей в коллективе. Юрий Сальников тонко, умело пока зывает, как, например, Маша, основы ваясь на поверхностном первом впечат лении, ошибалась в Липатове. Но стоило Маше внимательно присмотреться к это му хмурому бригадиру, заглянуть в его душу — и в ином свете предстал перед ней Липатов. Оказалось, это — человек, тяжело переживающий утрату сына на войне, не переносящий бездельников. 1 Ю . С а л ь н и к о в . «П о см о т р и т е в о к р у г » . Р а с с к а з ы . Тю м е н с к о е к н и ж н о е и зд а т ел ь ст в о , 150 ет р . людей, потребительски относящихся н работе, к . исполнению своих обязанно стей. Автор любовно рисует своих геро ев и, раскрывая существо их взаимоот ношений, убедительно показывает, что чуткость, внимание, заботливость являет ся нормой поведения советских людей, объединённых едиными целями, едины ми стремлениями. Конечно, бывает, что в коллективе на ходятся и неустойчивые элементы. Уче ник слесаря Гринько пришёл на завод без желания и поэтому работал без меч ты, без огонька. Однако, кроме слов укора и осуждения, его товарищи по ра боте находят и слова внимания, чутко сти. Терялась Маша Волкова, не знала, что же ей сказать в речи на областной конференции сторонников мира. Но вот в течение рабочего дня, после собрания, она как бы снова, не без помощи окру жающих её людей, посмотрела на кол лектив, и ей стало ясно: простые слова: нам нужен мир1 — это и её слова, её, а не чужие. Но истоки хорошего в душах совет ских людей, чувства коллективизма, от ветственности за свои поступки воспи тываются и в школе и в семье. Именно здесь закладываются те основы, на ко торых с годами вырастет и окрепнет доб рая душа советского человека. Этой те ме, неразрывно связанной с другими, по свящён и рассказ «Разговор о герое». В нём глубоко и поэтически раскрыта героичность и романтичность нашей жизни. Стоит внимательнее присмотреть ся к окружающему, пронаблюдать дей ствия и поведение простых людей — и станет очевидным: советские люди повсе дневно творят героическое. В рассказе «Подарок» нет внешне «острых» углов в развитии сюжета, рез ких поворотов. Идёт подготовка ко дню' рождения матери Павлика... К этому го товится Павлик, обещавший нарисовать картину и принести из школы в подарок маме отличные оценки. Готовится вся семья. В день рождения матери препод носятся подарки. С хорошими оценками пришёл и Павлик. Но радости у него нет. Оценка получена с помощью това рищей, с подсказкой, следовательно, не честно. И он признаётся в этом. Автор показывает влияние коллектива на ста новление психологии мальчика, воспита ние чувства ответственности и честности. Рассказ, написанный живым, эмоцио нальным языком, верно передаёт особен ности детского мышления и языка, сви детельствует о знании автором детской психологии. Из всех прозаических произведений Юрия Сальникова рассказ «Экзамен Га ли Перфильевой» — самая большая и серьёзная удача. Становление характера советской школьницы, преодолевающей моральные трудности и невзгоды не только силой своего духа, но и с по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2