Сибирские огни, 1955, № 1

«усачи»;, ивановские ткачихи — и что, в свою очередь, пекинский студент и то­ карь из Чифу ожидают здесь курьерский поезд на Москву. Чем отличается подобное стихотворе­ ние, кроме ритмики и рифм, от газетной заметки? Решительно ничем! И самым неопровержимым, доказательством этому является то, что за пределом нашего пе­ ресказа в стихотворении н и ч е г о не о с т а л о с ь ! А подлинное поэтическое произведение, как известно, пересказать невозможно! Вряд ли кто-нибудь будет спорить против того, что в московском ресторане может работать поваром бывший повар- отличник погранзаставы, который, уви­ дев в зале ресторана своего недавнего сослуживца-поэта Олега Смирнова (имен­ но самого поэта, как такового, а не его лирического героя), радостно восклица­ ет: «Олежка, чёрт! Да это ты!» («По­ вар»); или, что среди пограничников встречаются способные музыканты, на­ пример, сержант Щелчков, который играет на скрипке, хотя и хуже, чем Ойстрах или Безродный, но всё же «большой мастак» («Концерт самодея­ тельности»). Прочтёшь такие стихи —•и скажешь: «Да, в жизни так бывает, ну, и что дальше?» Что автор хотел сказать? Ведь, право же, подобные стихи раскрывают жизнь не глубже, чем завёрстанное, ве­ роятно по ошибке в этот цикл о погра­ ничниках, такое восьмистрочие: П обур ели , п ож у х л и тр авы , Я иду , не ск ры в а я гру сть , Е сли вп раво с в е р н у т ь , до Клавы , н авер но е , д о б ер у сь . Е сли влево св е р н у т ь , я зн аю , К д о м у Ш оры мне по п у т и . . . Ой вы , тр авы , тр оп а ст епн ая — 1 М ож ет , л у чш е п р ям о пойти? Может — и лучше пойти прямо, но за­ чем читателю знать об этом? Кроме то­ го, грамматика требует сказать: «не скрывая грусти»! Несколько стихотворений сборника -рассказывают о победном продвижении советских воинов в логово врага, на тер­ риторию гитлеровской Германии (и это делает неудачным общее название кни­ ги — «На восточном рубеже»), В этом цикле есть стихотворение, которое мож­ но причислить к лучшим в сборнике — «Тоска по родине». Оно обладает как раз теми присущими настоящей поэзии качествами, которых не хватает многим его соседям по сборнику, — изобрази­ тельностью, взволнованной интонацией, настроением, передающимся читателю. К сожалению, хорошие стихи редки в сборнике. Бросается в глаза, что О., Смирнов частенько рассчитывает лишь на «ударную концовку», которая должна выручить всё стихотворение. Это нельзя сравнивать, например, с за­ ключительным аккордом в стихах С. Щи- пачёва, ибо там в большинстве случаев всё стихотворение развёртывается кг.к тугая пружина. Не то у О. Смирнов.!. Взять, к примеру, большое стихотворе- ние «Глухомань». Оно построено на п р и м и т и в н о м п е р е ч и с л е н и и того, что увидел и услышал автор, с тру­ дом добравшийся в далёкое таёжное се­ ло. «Иду и вижу: сельский клуб. Висит афиша: в этот вечер доклад об Индии намечен. И вижу я в окне: приник к странице бородой старик... Иду и слы­ шу: говорят о чём-то несколько ребят.? О чём? Да спорят из-за слова в послед­ ней басне Михалкова. А рядом несколь- . ко девчат киномеханика бранят. За что? — Да как же не’ сердиться? Берёт упорно «заграницу». Девушки считают, что надо написать в газету. «Пусть это- сделает Анюта, заочница пединститута». Трудно сказать, что тут примитивнее: безнадёжный для поэзии «репортаж- ный» метод или сама стихотворная ткань? Но автор, видимо, считает, что всё искупается выраженной в концовке мыслью: Сю д а д обр а ть ся нелегко , Отсюда вы брать ся не л е г ч е .. . П у сть воет ветер , сы пл ет снег , Но долж ен я друйьям п р и зн ат ь ся . Что вд р у г не з ахо т е л о с ь мне И з гл ухом ан и вы бир ать ся . Увы, концовка ничего не спасает! В некоторых стихах О. Смирнова яв­ ственно ощутимо влияние поэзии Петра Комарова, но это пока лишь робкое уче­ ничество. Очень жаль, что немногие крупицы по­ этического «радия» буквально засыпаны в сборнике «словесной рудой». Ведь стро­ гая самооценка, способность трезво срав­ нивать идейно-художественное качество своих произведений и безжалостно от­ брасывать всё слабое, неудачное — это одно из непременных условий творче­ ского развития поэта. Борис Рясенцев. „ П О С М О Т Р И Т Е В О К Р У Г ! “ Первая книга рассказов Юрия Саль­ никова «В кругу друзей» привлекла вни­ мание читателя. Литературная критика, отметив некоторые недостатки, дала ей также положительную оценку. Привлекало в рассказах прежде все­ го — раскрытие духовных и нравствен­ ных качеств советского человека в его повседневных будничных трудах и делах, в простых, ничем не примечательных об­ стоятельствах. И в этой первой книге Юрий Сальников сумел по-своему уви­ деть нашего современника, рядового че­ ловека, в трудовых его буднях. Недостаток писательского опыт^не мог, однако, не сказаться на к£че1же некоторых рассказов. В рассказе кру­ гу друзей», например, как справедливо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2