Сибирские огни, 1955, № 1
Экономно, с народной сказовой инто нацией, очень просто передано и внутрен нее состояние героини, и её положение, и её характер. Но события развиваются ещё более драматично: бесконечная забо та о куске хлеба, работа на кулацком по ле, клевета, гадкое преследование хозяи-. на. И снова — ёмкая метафора, живые люди, резко очерченные автором, а глав ное — стремительное движение событий, захватывающее читателя: Гор емы чн ая ж ё н к а солд ата Лютой злобы полн а К б о га ч у , к у л а к у , с у п о ст а т у . Злоб а эта бы ла Ж ар ч е молний и к р еп ч е ж е л е з а . Э та злоб а ж и л а П о стволам п а р т и з а н с к и х обрезов . Эта злоба вела Силой бр ать н епокорн ое сч а ст ь е ! Ты его не ж д а л а , Н о д ож д ал а сь , к р а с а в и ц а Н а стя ! П ред недолей крутой Н е ск л он и л а сь п окорн о и роб ко , В ч а с тр евож ны й ночной П р о б и р а л а сь невидимой тр опкой . П ар ти зан ам н есл а Д ол гож данны е тайны е в е с т и . .. Ты не с горем бы ла , А с судьб ою народною вм е ст е ! . . Даже по сравнению с поэмой «Анна» заметно выросло поэтическое мастерство Е. Стюарт. В небольшом стихотворении она с большой силой выразила основную мысль поэмы «Анна» и дала глубокий, художественно убедительный и обосно ванный ответ: почему Настя, мать троих детей, не хочет войны и решительно вы ступает против неё и против её новых за чинщиков. Здесь поэтесса избегла описа тельства, деклараций. Стихотворение «Счастье» драматично, активно, а обра зы его, как мы убедились, рельефны и точны. Но рост мастерства требует от поэтес сы более решительного расширения тема тики своих стихов. Темы колхозной жиз ни, затронутые сразу после войны, как- то вновь оказались отодвинутыми Е. Стю арт на второй план, а некоторые стихи, тематически близкие к циклу «На речке Терь», страдают всё-таки некоторой де кларативностью и опять-таки известным налётом созерцательности. В этом отношении характерно одно из последних стихотворений «Весна», уже вызвавшее в печати критические замеча ния. Дело отнюдь не в том, что в нём от сутствует человек, как писали рецензен ты, а в том, что присутствующий в них лирический герой воспринимается чита телем как очень зоркий, но холодный на блюдатель бурно активной, «воинствен ной» природы. Зримо запечатлена карти на стремительно пошедшей «на приступ», развивающейся природы, но она оказа лась не согретой той теплотой авторского отношения, которую поэтесса только что так решительно требовала от поэта в; «Горном потоке». Что это именно так, видно и в последнем четверостишии про изведения, в котором автор не пошел! дальше довольно обезличенной констата ции совершившегося факта: В тот день зати хли утомл ённ о М аш и ны , сделать в сё у с п е в . . . А р епр одукторы рай он а С к а з а л и , что з акон ч ен с е в . Это «сказали» выдаёт пассивность от ношений автора к тому, что он. увидел,, декларативный характер его обобщений. Последнее время Е. Стюарт редко вы- ’ ступает с новыми стихами, адресованны ми взрослому читателю, и давно не появ лялось нового сборника её стихов. А меж ду тем как раз последние стихи, опубли кованные в журналах и газетах, свиде тельствуют о зрелости поэтессы. И сти хи в защиту мира, как «Счастье» или1 «Бригадир», и публицистические произ ведения, как «Наш ответ Мориссону», с которыми теперь поэтесса выступает, и лирические «Горный поток», «Анос», «В дороге» отличаются от предыдущих сво ей конкретностью и ёмкостью образов, простотой. В какой-то мере свойственная- ей созерцательность сменилась теперь- действенным, активным отношением к миру. Стихотворение «Горный поток» можно- назвать в этом отношении программным. Путь поэта — путь неповторимый. Идёт он вначале ощупью, беззвучно, медленно накапливает в себе силы, но, накопив их, он находит себе дорогу: «Он, наконец, до рогу отыскал». Он забушевал и стал кры латым: «А впереди широкая долина на. свой простор его звала». И — «он ринул ся на этот зов могучий и водопадом устремился вниз». Эта кипучая ак тивность, эта жажда деятельности, это- желание вмешаться во всё происхо дящее — первейшее качество поэта. Ес ли, не понимая этого, он вначале был холоден, то «он был теперь пронизан солнца светом и сам теплел, его тепло во брав». В жизни, в действительности на шей черпает он и радость, и свет, и теп лоту, или то, что называется силой, ве рой, оптимистическим мироощущением. Наконец, поэта должно характеризовать стремление охватить как можно шире, от разить в своём творчестве всё богатство и многообразие нашей жизни — «Алтая горы, песни этих гор» — песни мира, тру да и счастья, «весь мир» — мир созида ния и борьбы. А богатство это он призван накапливать и отражать во имя людей и для людей: «И он, звеня с рассвета до рассвета, богатство это путникам дарит». Такое понимание назначения поэта, его места в жизни многое обещает и ко мно гому обязывает. Советские читатели впра ве ждать от Елизаветы Стюарт новых творческих успехов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2