Сибирские огни, 1955, № 1

Экономно, с народной сказовой инто­ нацией, очень просто передано и внутрен­ нее состояние героини, и её положение, и её характер. Но события развиваются ещё более драматично: бесконечная забо­ та о куске хлеба, работа на кулацком по­ ле, клевета, гадкое преследование хозяи-. на. И снова — ёмкая метафора, живые люди, резко очерченные автором, а глав­ ное — стремительное движение событий, захватывающее читателя: Гор емы чн ая ж ё н к а солд ата Лютой злобы полн а К б о га ч у , к у л а к у , с у п о ст а т у . Злоб а эта бы ла Ж ар ч е молний и к р еп ч е ж е л е з а . Э та злоб а ж и л а П о стволам п а р т и з а н с к и х обрезов . Эта злоба вела Силой бр ать н епокорн ое сч а ст ь е ! Ты его не ж д а л а , Н о д ож д ал а сь , к р а с а в и ц а Н а стя ! П ред недолей крутой Н е ск л он и л а сь п окорн о и роб ко , В ч а с тр евож ны й ночной П р о б и р а л а сь невидимой тр опкой . П ар ти зан ам н есл а Д ол гож данны е тайны е в е с т и . .. Ты не с горем бы ла , А с судьб ою народною вм е ст е ! . . Даже по сравнению с поэмой «Анна» заметно выросло поэтическое мастерство Е. Стюарт. В небольшом стихотворении она с большой силой выразила основную мысль поэмы «Анна» и дала глубокий, художественно убедительный и обосно­ ванный ответ: почему Настя, мать троих детей, не хочет войны и решительно вы­ ступает против неё и против её новых за­ чинщиков. Здесь поэтесса избегла описа­ тельства, деклараций. Стихотворение «Счастье» драматично, активно, а обра­ зы его, как мы убедились, рельефны и точны. Но рост мастерства требует от поэтес­ сы более решительного расширения тема­ тики своих стихов. Темы колхозной жиз­ ни, затронутые сразу после войны, как- то вновь оказались отодвинутыми Е. Стю­ арт на второй план, а некоторые стихи, тематически близкие к циклу «На речке Терь», страдают всё-таки некоторой де­ кларативностью и опять-таки известным налётом созерцательности. В этом отношении характерно одно из последних стихотворений «Весна», уже вызвавшее в печати критические замеча­ ния. Дело отнюдь не в том, что в нём от­ сутствует человек, как писали рецензен­ ты, а в том, что присутствующий в них лирический герой воспринимается чита­ телем как очень зоркий, но холодный на­ блюдатель бурно активной, «воинствен­ ной» природы. Зримо запечатлена карти­ на стремительно пошедшей «на приступ», развивающейся природы, но она оказа­ лась не согретой той теплотой авторского отношения, которую поэтесса только что так решительно требовала от поэта в; «Горном потоке». Что это именно так, видно и в последнем четверостишии про­ изведения, в котором автор не пошел! дальше довольно обезличенной констата­ ции совершившегося факта: В тот день зати хли утомл ённ о М аш и ны , сделать в сё у с п е в . . . А р епр одукторы рай он а С к а з а л и , что з акон ч ен с е в . Это «сказали» выдаёт пассивность от­ ношений автора к тому, что он. увидел,, декларативный характер его обобщений. Последнее время Е. Стюарт редко вы- ’ ступает с новыми стихами, адресованны­ ми взрослому читателю, и давно не появ­ лялось нового сборника её стихов. А меж­ ду тем как раз последние стихи, опубли­ кованные в журналах и газетах, свиде­ тельствуют о зрелости поэтессы. И сти­ хи в защиту мира, как «Счастье» или1 «Бригадир», и публицистические произ­ ведения, как «Наш ответ Мориссону», с которыми теперь поэтесса выступает, и лирические «Горный поток», «Анос», «В дороге» отличаются от предыдущих сво­ ей конкретностью и ёмкостью образов, простотой. В какой-то мере свойственная- ей созерцательность сменилась теперь- действенным, активным отношением к миру. Стихотворение «Горный поток» можно- назвать в этом отношении программным. Путь поэта — путь неповторимый. Идёт он вначале ощупью, беззвучно, медленно накапливает в себе силы, но, накопив их, он находит себе дорогу: «Он, наконец, до­ рогу отыскал». Он забушевал и стал кры­ латым: «А впереди широкая долина на. свой простор его звала». И — «он ринул­ ся на этот зов могучий и водопадом устремился вниз». Эта кипучая ак­ тивность, эта жажда деятельности, это- желание вмешаться во всё происхо­ дящее — первейшее качество поэта. Ес­ ли, не понимая этого, он вначале был холоден, то «он был теперь пронизан солнца светом и сам теплел, его тепло во­ брав». В жизни, в действительности на­ шей черпает он и радость, и свет, и теп­ лоту, или то, что называется силой, ве­ рой, оптимистическим мироощущением. Наконец, поэта должно характеризовать стремление охватить как можно шире, от­ разить в своём творчестве всё богатство и многообразие нашей жизни — «Алтая горы, песни этих гор» — песни мира, тру­ да и счастья, «весь мир» — мир созида­ ния и борьбы. А богатство это он призван накапливать и отражать во имя людей и для людей: «И он, звеня с рассвета до рассвета, богатство это путникам дарит». Такое понимание назначения поэта, его места в жизни многое обещает и ко мно­ гому обязывает. Советские читатели впра­ ве ждать от Елизаветы Стюарт новых творческих успехов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2