Сибирские огни, 1955, № 1

видим, как колхозники осуществляют свои мечты о лучшем, ибо «строй колхоз­ ный сила». А свойственная ей эмоцио­ нальность, живописность, поэтическая зоркость позволили передать эти картины труда конкретно, выпукло, зримо. В этой же книге «Новый дом» есть стихи, признать которые удачей никак нельзя. Самый большой недостаток их в том, что они описательны. Дух активно­ сти, свойственный циклу «На речке Терь», словно вытравлен из них, многое существенное в действительности поэтес­ са не замечает. Так, изображая город Новосибирск, Е. Стюарт не попыталась передать самое главное в жизни молодого сибирского города — его непрерывный и 0 стремительный рост, как индустриального центра Сибири. Небольшой цикл, озаг­ лавленный «Новосибирск», состоит по существу из весьма общих пейзажных зарисовок — «Лето», «Зима», «Весна», «За городом». Проявлявшаяся в ранних детских стихах созерцательность снова ощутимо дала себя знать в этом цикле. «Нет неба, выше и синей, чем в этом городе в июне!» — начинается стихотво­ рение «Лето». Затем — «Солнце излива­ ет жар на неоструганные доски»... «ветра Подует^волна», «сплетенье тоненьких вет­ вей поймало солнце, точно в сети», и за­ вершается стихотворение так: А тиш ина смы кает кр у г Н ад по грем уш кой в д ет ски х п а л ь ц а х . . . И ш аткою походкой ж у к П олзёт по складкам одеяльца . Городской пейзаж этот безличен, бес­ страстен, не одушевлён. Он свидетель­ ствует о зоркости поэта, способного за­ метить «шаткую походку» жука или «точ­ но в сети» пойманное солнце. Но зоркость эта лишена какой-либо видимой, ясной цели. Вероятно, если бы такая цель бы­ ла, писатель не акцентировал внимания читателя на этой детали в конце стихо­ творения. Здесь поэтическая деталь пре­ вратилась в самоцель. Хотя цикл стихов «На речке Терь» и является поступательным в творческом развитии поэтессы, однако глубокого проникновения в жизнь послевоенной де­ ревни здесь пока ещё нет. Мы узнаём, что «растёт и ширится колхоз», что «и на миг не умолкает гул работы на токах», что «к элеватору возят зерно», узнаём, что колхозники «мечтают про такое, что и спокойной речке Терь нисколько нет покоя!» Электростанцию теперь Они хотят поставить . Сл уж и ть им будет р ечк а Терь И отдыхать не вправе ! Всё это верно, но не раскрывает слож­ ного внутреннего мира колхозников, а лишь констатирует явления, лежащие на поверхности. И мы невольно вместе с ав­ тором оказываемся наблюдателями про­ исходящего в деревне, а не участниками, взволнованными, заинтересованными, ак­ тивными. Разумеется, это относится не ко всем стихам цикла. К стихам «На речке Терь» примыкает небольшая поэма «Анна» (1949 г.). Жизнь и судьба Анны — судьба мно­ гих женщин нашей страны. Война непо­ мерной тяжестью обрушилась на их пле­ чи. Нужно было всё перенести и высто­ ять. Анна пережила разлуку с мужем, его смерть, вызванную ею боль, страда­ ние. Но сознание необходимости борьбы, помощь коллектива, во-время поддержав­ шего женщину, позволили Анне вновь обрести счастье. За самоотверженный труд 'Родина наградила её почётным зва­ нием Героя Социалистического Труда. Та­ ково содержание поэмы. Тема страдания решается здесь по- новому, оптимистически. В поэме нет и тени любования им, отсутствует жертвен­ ность, и героиня ищет утешения не в са­ мой себе, а в коллективе, в общественном труде, и именно это делает её «сильнее вдвойне». «Трудом врачевала» она свои «жесто­ кие раны». «Анна» — это монолог женщины, одер­ жавшей нелёгкую победу. Такое построе­ ние поэмы возможно, а в данном случае кажется и необходимым. Однако автору не всегда удаётся художественно оправ­ дать эту форму. Анна, позируя худож­ нику, вспоминает свою" жизнь. Но чаще воспоминания её описательны. Не ощутим живой голос героини. Кроме того, в поэ­ ме мало действия, вероятно, поэтому она кажется растянутым стихотворением. Однако по силе проникновения в жизнь, в характеры людей колхозной деревни в поэме «Анна» по сравению о циклом стихов «Речка Терь» заметно значительное движение вперёд. В ней не только констатация событий, но и раскры­ тие источника духовного роста советского человека в самые трудные периоды жиз­ ни нашего общества и государства. Эта же тема преодоления страдания и найденного, вернее, силой вырванного, завоёванного счастья будет встречаться и в самых последних стихах Е. Стюарт. На­ стя из стихотворения «Счастье» (1952 г., см. сборник «За мир») в какой-то мере напоминает Анну'. В первую мировую им­ периалистическую войну красавица На­ стя, мать троих сыновей, потеряла мужа. «Злая пуля» в бою отыскала солдатское сердце. Горе её непомерно. Гор е — ш а с т ь под окно! Видит: сч а ст ь е тут ж и т ь п о гн уш ал о с ь . Н у , а горе , оно Нищетой ' не см ущ а л о с ь не м ало . В с ё годит ся ему: Вдовий х л е б с л ебедою не го р ек . И у Н а сти в дому О бж и ло сь нен асы тн ое горе . — «Н у и баба — кремень : Тяж ел о , а по м у ж у не в о ет ! . .» . . .Д е н ь , к а к год . Год , к а к день . Н е одна ты о с т ал а с ь вд о в ою . . . \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2