Сибирские огни, 1955, № 1

О сеннее хм у р о е у тр о . Ва гоны н а р е л ь с а х рядком . В н и х дети и у тл ая у тв ар ь , И горе н а т р я п к а х ничком . Так начиналось это произведение. В нём горе пришло, как неотвратимая судь­ ба, поселилось вместе о людьми прочно и надолго. Порождённое войной, оно жи­ вёт, ежеминутно присутствует в сознании, в тревожных сердцах людей. Что в ж и зни б ольш е , чем р а н а От кр атк о го слова — война . М олчит н а з ар е полу ст ан ок , И сон сторож и т тиш и н а . .. Сп я т Дети, и ж а л к а я р у хля д ь , И горе в тр евож ны х с е р д ц а х . . . И только сед ая с т а р у х а Б ес сонн о сидит н а у з л а х . . . Безнадёжностью, безысходностью веет от этих строк: «Что в жизни больше, чем рана от краткого слова —- война?» Рана, нанесённая войной, боль от неё заслоня­ ла всё, превратилась в самое большое в жизни. И как бь! «хорошо» сами по себе не были сделаны эти стихи, они не могли и не могут встретить сочувствия наших читателей, особенно молодёжи, воспиты­ ваемой нашей партией в духе бодрости и веры в свои силы. Даже в таком цикле стихов, как «Се­ вер», посвящённом бойцам Отечественной войны, подчас звучат мотивы тоски и без­ радостного предощущения: Ни п ти ч ьи х к р иков . Ни полёта пчёл . Н емы е кам н и . Вл аж ны й м о х зелёный Д а вет ер , что н а пам ять п еречёл Л и ст в у б ер ё з , сп о л з аю щ и х п о склон ам . А затем: «Тумана мгла в молчании ве­ ликом», «бессменный день», «пасмурный гранит», «молчаливые чайки», словом, тоска: В сё возвратит ся много р а з ко мне В м ечте , в т о ск е , р в а н у вш ей ся с п р и ч ал а , И мне д о ск аж е т то наедине , О чём теп ер ь , быть м ож ет , промолчала . В этих стихах, кстати, трудн уловить причину тоски. Но о ней и нет нужды га­ дать: таково оказалось в тот момент ми­ роощущение поэтессы. Оно выражалось, хотел этого автор или нет, в таких обра­ зах, как «мёртвые пчёлы» на «мёртвых цветах», в бесчисленном варьировании слов — «тоска», «боль», «мука», «горе». Редко, но иногда проскальзывало любо­ вание страданием в безвкусных образах: «может быть, на этой плотной ткани ва­ шей крови жаркой расцвести», — думают о своих близких женщины, солдатки и матери. Трудно представить эту «расцвет­ шую кровь». Ещё труднее поверить, что женщины так изысканно красиво думали о пролитой и проливаемой крови своих родных и близких. Всё это вместе взятое помешало Е. Стюарт глубже раскрыть, как преодолевалось страданье советски­ ми людьми, в чём черпали они силу, что­ бы вынести тяготы войны, выстоять и победить. Жизнь нашего общества, полная целе­ устремлённой борьбы и созидания, това­ рищеская критика недостатков стихов во­ енного времени заставили поэтессу пере­ смотреть свою поэтическую позицию, вни­ мательнее вглядеться в прошлое и настоя­ щее, по-новому его изображать. Цикл стихов «На речке Терь», опубли­ кованный в, книге «Новый дом», оказался особенно показательным в творческом развитии Е. Стюарт. В эпически спокой­ ных тонах рассказывает Е. Стюарт о кол­ хозной деревне, о её людях, вернувшихся к мирному труду, к прерванному войной строительству коммунистического обще­ ства. Мотивы трагического надрыва, мрачные краски исчезли. Поэтесса обра­ тилась к изображению человека, борюще­ гося, преодолевающего препятствия, чело­ века цельного, собранного, волевого, к изображению природы родного края, пе­ ределываемой, изменяемой советскими людьми. Поэтесса взглянула на мир дру­ гими глазами и увидела, как ежечасно рождается новое в нашей жизни, требую­ щее вмешательства, поддержки, борьбы за него. Вернувшийся с фронта солдат-инва­ лид увидел в родном колхозе упавший забор, сиротливо повисшую ставню и «вдовы затуманенный взор с неизжитою болью недавней». И ко гд а он увид ел в лицо Сотни дел , н ео тл ож ны х к том у ж е , П онял он , что о ст ал ся бойцом , Только в зявш им иное о р у ж ь е . . . Началась суровая борьба за урожай, началось восстановление колхоза, укреп­ ление его. Самоотверженный труд совет­ ских людей героичен и целенаправлен. Он — источник богатств и силы нашей Родины. Поэтесса стремится передать и напряжение осенней работы колхозников, и радость их от сознания честно выпол­ ненного долга перед народом. . ..М аш и н ы в общ ем н ап р яж ен ь е От нетерпения д р ож а , Идут , к а к в ж а р к о е ср аж ен ь е . Н а небы валый у р ож ай . И люди н а п о л я х , у ток а , Р а з гор яч ённы е вдвойне , Отдать тор опят ся до ср о к а Ж ивое золото ст р ан е . К ак будто у ст а л ь забы вая , Н е отирая пы ль и пот, Они не сп я т п о с у тк ам , зная , Что день осенний кормит год . Что ср оки им д аны ск у пы е , Что и х р або т а — тот ж е бой , И к аж е т с я , что в сю Р о с сию З д е сь к аж ды й видит пред собой . Это не только картина труда, ранее встречавшаяся лишь в детских стихах Е. Стюарт, но и большое, волнующее обобщение самой сути созидательной ра­ боты советских людей. В этом цикле мы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2