Сибирские огни, 1955, № 1

Л е с вырастет — и соловей Н а ветке запоёт . Л е с , грудью встретив су х о в ей . А таки отобьёт. Точность и ясность художественной де­ тали — «вершины будущих дубрав мы гладили рукой», «лес, грудью встретив суховей, атаки отобьёт» — позволяет зри­ мо представить эту картину, вызывает у читателя вполне определённые чувства и мысли. Многолетняя и успешная работа Ели­ заветы Стюарт над стихами для детей по-' могла ей в накоплении мастерства, в поэ­ тическом осознании жизненных явлений и способствовала началу работы над сти­ хами для взрослых. В этих стихах Е. Стюарт выступает по преимуществу как лирик. Печать суро­ вых военных лет лежит на сборниках её стихов, вышедших в 1943 и 1945 годах («Города будущего» и «Второе рожде­ ние»). Первые же строфы книги «Города бу­ дущего» вводят в обстановку войны: и тяжесть боёв, и горечь утрат, и готов­ ность пойти на всё во имя защиты Роди­ ны, и безграничная вера в победу. Эти­ ми чувствами и мыслями проникнуты многие стихотворения Е. Стюарт военно­ го времени. Что составляло содержание жизни со­ ветского человека в период Великой Оте­ чественной войны? Напряжение всех сил в защите Родины, непреклонная воля к победе, вера в конечное торжество наших идей. Этим была воодушевлена вся со­ ветская поэзия в годы войны. В ней от­ ражался внутренний мир советского че­ ловека, мужественного, стойкого защит­ ника Отчизны, гуманиста и борца, ли­ шённого колебаний, малодушия. Была в поэзии и грусть разлуки, и боль от гибе­ ли любимого, и горе при виде разорён­ ных, осквернённых фашистами родных городов и сёл, но всепоглощающим чув­ ством было одно — любовь к Родине, не­ нависть и презрение к врагу. Разумеется, всё это не могло не отразиться и в лири­ ке Е. Стюарт. Стремлением воодушевить человека на борьбу было продиктовано требование поэтессы — надо жить, когда жить кажется невозможным, жить, чтобы победить: Когда ж и см ерть ж ел анной п о к а з ал а сь , Ко гда вп ерёд и ш а гу не ступить . Преодолей внезапную у стало сть , Чтоб с новой силой ост авать ся ж ить ! Огром й энергией дышат слова мести и ненависти к врагу: «В ненависть все чувства переплавим!» Понятия «любить» и «ненавидеть» слились в одно, нераздельное, как поня­ тия «жить» и «победить». Мы знали — не стереть и не забыть Т е х дней , что н а с , к а к п ламя , опалили , И е к аж дым днём сильнее ж и зн ь любили , К аи любит тот , кто долж ен победить ! В книге «Города будущего» и особен­ но в сборнике «Второе рождение» есть целый ряд стихотворений, в которых с большой поэтической выразительностью \ раскрыт образ женщины-солдатки. Её \ труд, её страдания, вызванные войной, её любовь к родной стране и ненависть к фашизму находят своё рельефное выра­ жение в таких стихах как «Родина, по­ ля и перелески...», «Как это трудно — взгляд последний кинуть», «Сыну» и в некоторых других. Поэтические образы в таких стихах выразительны и точны. Мы словно видим и жесты и позу человека, обстановку, в которой он действует, слы­ шим его голос. Здесь поэтесса выступает как художник, умеющий словом передать яркие зрительные впечатления, заразить читателя определённым настроением: К ак это тр удно — взгляд п оследний кинуть Н а ком нату . П опр ави ть п оловик . Н а ме сто кр е сл о ст ар о е подвинуть , П о сл уш а ть ск р и п зн а к омы х половиц . Взглянуть в окн о , уви д еть , что светает , И зеркало в немой голубизне , В которое см о тр ел а сь молодая , Стеклом ти хон ьк о поверн уть к стене . И йыйти , у н о ся одну к р у ч и н у . . . И , не р а зж а в св ед ённы х м укой губ . П одж ечь в сё это тоненькой л учи ной . Чтоб ничего не о ставлять в р а г у . . . А в стихах «Город будущего» или «В освобождённом городе» выражалось оп­ тимистическое жизнеутверждающее чув­ ство, полное веры в грядущее счастье: «Жизнь придёт, нарядней и стреми­ тельней, чем прежде, или: Н а с п одним ает в н аст упл ен ье М ы сль , что недолог ср о к , когда Мы н а п о л я х бы лы х ср аж ен и й З ал ож им эти город а . В небольшом цикле «Север» возникает образ мужественного воина Советской Армии, который знал, что и среди скал на далёкой северной границе «никто не должен сердцем изнемочь, вот этот ка­ мень защищая грудью». Однако пафос некоторых стихов Е. Стюарт этого времени оказался иным. Правда о войне заключалась в том, что советский народ, ведя смертельную борь­ бу с фашизмом, одновременно в глубо­ ком тылу строил фабрики и заводы, воз­ двигал новые города, думал о будущем,, ежечасно творил его. Об этой правде рас­ сказала Е. Стюарт детям в книжке «Отважные ребята». Но в книгах для I взрослого читателя «Города будущего», «Второе рождение» Е. Стюарт порой вое- ( принимала войну лишь с её трагической стороны. В интонации стиха, в выборе' лексики, в самой образной системе его проявлялось нередко именно такое истол­ кование всех происходивших событий. Чем, как не безысходным горем, про­ никнуто, например, стихотворение «На путях».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2