Сибирские огни, 1955, № 1

И молнии п риручи т , З ак р о е т бурям в х о д ! .. П о к а ж е он в т е хни ч е ск ом Р аб о та ет к р уж к е . П окорн о эл ектри чество М ал ь чиш е ской р у к е . Юный водовоз (стихотворение «Водо­ воз») помогает в своём колхозе строить электростанцию, на колхозной пасеке ус­ пешно работают пионеры, юннаты соби­ рают отличный гербарий, поэтизируется труд девочки-птичницы... Какое бы мы ни взяли стихотворение, труд ребёнка в школе, в семье, в колхо­ зе, в пионерском лагере составляет основ­ ной предмет внимания писательницы. Социалистическое отношение к труду— главное в идейном содержании этих книг. И то, что Е. Стюарт приступила к разработке именно этой темы, темы тру­ да, нужно признать важным шагом в её творческом развитии. Е. Стюарт в своих сборниках стихов для детей разрабатывает и другие важ­ ные темы. Есть, например, у неё произ­ ведения, в которых удачно раскрывается новое в понимании самой природы геро­ ического поступка, подчёркивается прин­ ципиальное отличие советского человека от людей капиталистического мира, обра­ щается внимание читателя-пионера на мировое значение нашей советской лите­ ратуры. Вот стихотворение «Подрастают герои». Мальчик увлёкся приключенче­ ской литературой, рассказывающей о ры­ царях, мушкетёрах, отважных моряках. Эта далёкая чужая быль и небыль дей­ ствительно интересна и увлекательна, но как сразу померкла она перед большой жизненной правдой нашей литературы — литературы о краснодонцах, о героях вы­ сокой цели, небывалого мужества, без­ граничной любви к Родине. В ней «Ж и зни п р а в д а бол ьш ая П р ям о в сердц е ст учи т ся . И м а л ь ч иш к а м уж а е т От страни цы к страниц е . С ним не вымы слов строки , А гер ои из ж и зн и — Т е , ч ей подви г вы сокий С л ав ен в гордой О тчи зне ! .. Чрезвычайно интересен и поучителен для ребят разговор у костра о дружбе. Поэтесса объясняет истинное понимание дружбы, той дружбы, которой были свя­ заны Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин. И совсем не случайно эта тема волнует души юных героев стихотворения: ведь в товарищеской спайке, в дружбе советских людей, в дружбе народов — источник си­ лы нашего общества. Дети хорошо усваи­ вают необходимые им мысли: Д р уж б а — это если м ож еш ь Д р у г у в ж и зн и п омо гать . И здесь, естественно, опрокидывается старое, индивидуалистическое, эгоистиче- окое представление о дружбе: — А п о д с к а з к у , с к аж еш ь , тож е М ож но д р уж бою назвать? Кто п о д ск аж ет , тот и друг? З а см ея л и сь в се в окр у г . И этот смех, и страстная убеждён- ность, и, наконец, обстановка, окружаю­ щая детей, — полночь, река, костёр — хорошо передают задушевность разговора о дружбе, взволнованность, вызванную им. — Д р уж б а — если подвиг см елый С ов ерш и л один для в с е х . . . — Д р уж б а — п уть к единой цели Вм есте с другом п р о л ож и т ь . . . — М ар к с и Энгельс так ум ели И работать и д ружи ть ! — Ч е р е з бури , ч ер е з годы Д р уж б у д в а вож дя несли : Ленин — л учш и й д р у г н ародов , Сталин — солнце в сей земли . Е. Стюарт сумела передать и необыч- ность, поэтичность обстановки и вместе с тем высказала верную мысль: наше вре­ мя способствует осуществлению мечты,— время спешит ей навстречу. Р а з го р е ли сь в тёмном небе Звёзд д алёкие костры , М е с я ц , се в н а самы й гребень . Ти хо кати т ся с горы . ‘ З а сы п а е т д аж е ветер — Н е колыш у т ся к у сты , — И сп еш а т к сч а стли вым детям И х заветны е мечты . Лучшим детским стихам Е. Стюарт свойственны естественность поэтической интонации, конкретность, зримость обра­ зов, сюжетность, занимательность. Пионеры пришли на экскурсию к учё- ному-оадоводу. Но не к цветам и яблоням повёл он их на этот раз, а туда, где «вниз, зелёною волной сбегали тысячи дубов в полметра вышиной». Так начинается ин­ тересный рассказ об «особенной судьбе» алтайских дубов («Рассказ о дубах»). Сю­ да их принёс бедняк, -—рассказывает са­ довник, «как память южной стороны»,, «и любовались им все другие бедняки».■ Однако за долги они попали в сад к ку­ лаку — «пленниками много лет стояли деревца». Последний же владелец сада, полный ненависти и злобы, решил унич­ тожить дубы, и только один из них ус­ пели спасти люди. Жёлуди от него дали начало «тысячам жильцов дубовых новых рощ». Произведение это интересно тем, что в нём не просто изображается борь­ ба человека с природой, но одновременно- борьба социальная. Заставить природу служить человеку, служить в с е м лю­ дям в полной мере возможно только в наше время. Лес сегодня — тоже наше оружие в борьбе за счастье человека: Л у чи весенни е вобр ав , Д убки в ст ав али в строй , В ерш и ны б у д ущ и х д убр ав Мы гладили р у к о й .. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2