Сибирские огни, 1955, № 1

преданных Родине, непоколебимо уверен­ ных, что победа будет за нами, враг бу­ дет разбит: Победой кончит ся для н а с С у р овы й этот бой . Жизнь властно врывалась в стихи, пусть не всегда ещё совершенные, и само изображение природы, которому так мно­ го уделялось внимания недавно, приоб­ рело иной, действенный характер. Приро­ да для поэтессы, теперь не предмет бес­ страстного,любования, она призвана слу­ жить человеку. В стихах «Осень», «В полях» дети целым классом собирают лекарственные травы, помогают убирать ■богатый урожай. Таким же активным отношением к ми­ ру проникнута и книжка для малышей «Разведчики» (1944 г.). Воинский труд предстал перед ребёнком, как священная необходимость. Он нужен для уничтоже­ ния врага, для защиты Родины. Дети в доступной и понятной для них форме знакомились с тем, что происходило во­ круг них. Готовность самоотверженно служить Родине, горячая любовь к труженикам войны, вера в победу воспитывались в детях этими двумя книгами военного вре­ мени. Новые книги свидетельствовали о росте поэтессы, о её следовании луч­ шим достижениям советской детской ли­ тературы. В своих последующих книгах Е. Стю­ арт заметно расширила тематику стихов, она показала жизнь ребёнка дома, в шко­ ле, в детском саду. Стихи стали более ёмкими по охвату жизненных явлений, более конкретными и по содержанию. В книге «Про нашу Наташу» (для дошкольников) создаются образы ребят, в которых подчёркнуто их деятельное от­ ношение к жизненным явлениям. Видят ли ребята проснувшийся город, играют ли они в песке во дворе своего дома, на­ блюдают ли «странного зверя» черепа­ ху, поэтесса не только стремится углу­ бить, расширить их представление о жиз­ ни, показать отношение и вещей и лю­ дей друг к другу, но и раскрывает в ге­ роях этой книги черты трудолюбивого, инициативного, деятельного человека. Автор внушает маленькому читателю, что «хорошо», а что «плохо». Хорошо — ес­ ли Ната расскажет всё, что она узнала, Юре, который в детский сад пойдёт лишь через год. Плохо — если Вася Бородин в стороне стоит один и желает только сам, один, построить снежный дом: Го р к у я у стр ою с ам . С н еж ны й дом по стр ою сам , С н еж ны й ком ск атаю сам . Н и ком у помочь не дам ! С к аж у т : «В а с я Бородин Это сд ел ал в сё один» . «Я один» — детский эгоизм, проявляю­ щийся очень часто, высмеивается в сти­ хах, и ребятам прививается чувство кол­ лективизма, товарищества: да, делай всё сам, но вместе со всеми. Кроме того, де­ ти получают и другие, далёкие от их не­ посредственного опыта и восприятия по­ нятия и представления. Например, поня­ тие об отваге и целеустремлённости силь­ ного, мужественного человека. Дядя Ко­ ля — капитан рассказывает Наташе о море и моряках: Чтоб р ебя т а ми рн о сп ал и , И у ч и л и с ь , и р о сли . П ор учи л отваж ны м Сталин О хр ан я т ь покой земли . Так Е. Стюарт говорит с маленькими о большом и необходимом. К раскрытию и освещению жизни ребёнка в детском саду, в семье поэтесса подошла более глу­ боко и внимательно, чем ранее. Две последующие книги Е. Стюарт «Подрастают герои» и «На солнечном бе­ регу» адресованы детям школьного воз­ раста — пионерам. В них тема труда за­ няла ещё больше места. Если в книге «Отважные ребята» чита­ тель видит детей-подростков, в той или иной мере участвующих в воинских тру­ дах народа, то теперь труд этот подчи­ нён мирным целям нашей страны. И пер­ вое стихотворение, открывающее, напри­ мер, книгу «На солнечном берегу», так и называется «На конференции сторонни­ ков мира». На этой конференции высту­ пил и пионер «решительный и смелый». Подлинный факт выступления пионе­ ра на конференции, воспроизведённый с большим волнением, звучит особенно убе­ дительно и правдиво среди сцен, картин, образов, в которых раскрываются дела школьников, лучшие черты советских де- теИ: любознательность, жажда новых и новых знаний, стремление к практиче­ ской, полезной людям деятельности, лю­ бовь к труду. Е. Стюарт здесь обнаружи­ ла умение говорить с детьми о главном, донести до их сознания большую патрио­ тическую мысль. Взволнованно слушают девочки на сбо­ ре отряда рассказ о преобразовании род­ ного края, о грандиозном строительстве, развернувшемся в нашей стране: У ст р ем л ены н а к а р т у взгляды , В с е ж ад н о с л уш аю т р а с ск а з : Се годня к н ам н а сб о р отр яда Я ви ло сь б у д ущ ее в к л а с с ! К пониманию законов природы стре­ мится Серёжа. Образ маленького техни­ ка-мечтателя, «изобретателя7и новатора» (стихотворение «Серёжа») особенно удал­ ся. Важна основная мысль стихотворения: знания нужны человеку, чтобы помочь людям жить лучше, чтобы бороться, тво­ рить, совершать открытия: М ечт ает он , С е р ёж а , Что вы р а ст ет и с ам Он д ож ди к вы звать см ож ет И в л а г у д а ст п олям . А если н уж н о , тучи Обратно п овернёт .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2