Сибирские огни, 1955, № 1
К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я И. ЯНОВСКИЙ Творчество Елизаветы С тю ар т В 1929 году в новосибирском журнале «Товарищ» были опубликованы первые стихотворения Елизаветы Стюарт для де тей «Медведь» и «Лиса». С тех пор, за 25 лет её творческой работы, в сибир ских издательствах вышло около двадца ти различных книг для детей младшего и среднего возраста, три книги стихов для взрослых, в последнее время в перио дических изданиях, напечатан ряд ли рических стихотворений. .Творческий путь Е. Стюарт не был гладок. Имелись ошибки, срывы. Выли и есть бесспорные достижения. Но это всегда был путь роста, путь восхождения. Большое место в творчестве Е. Стю арт занимают стихи для детей. Широко известны её книги: «Про нашу Наташу», «Подрастают герои», «На солнечном бе регу», «С добрым утром». Советская детская литература призва на воспитывать сознательных, бесстраш ных и самоотверженых строителей ком мунизма. В её задачу входит воспитание у наших детей безграничной преданности Родине, любви к труду, высокого чув ства социалистического коллективизма. «Интеллектуальное и эмоциональное вос питание детей Советского Союза, — пи сал А. М. Горький, — должно быть по ставлено настолько хорошо, широко и в таких легко освояемых формах, чтобы дети, возможно менее напрягая свои по знавательные способности, получали воз можно больше знаний о жизни мира и своей страны»1. Решению этой благородной задачи по священо творчество многочисленного от ряда советских писателей. С. Маршак, С. Михалков, А. Барто и многие другие поэты, пишущие для детей, создали нема ло прекрасных произведений. В них, как, например, у С. Маршака, поэтизируется труд .оветского человека, преображаю щего природу, показывается, как много может достигнуть человек, если он бодр, целеустремлён, активен. Всегда деятель ный, живой, энергичный ребёнок глав ный герой стихов А. Барто. Действенной публицистичностью, солнечным юмором, радостью проникнуты произведения 1 «М . Гор ький о д етской ли т ер ат у р е » . Дет- гиз. 1952, стр . 155. С. Михалкова. «Воспитывать в детях дух активности» М. Горький считал первей шей обязанностью детского писателя. Основной недостаток некоторых ран них стихов Е. Стюарт для детей в том и состоял, что им не был свойственен тот дух активности, которого требовал М. Горький. Её стихи сосредоточивали внимание ребёнка на таких предметах и явлениях природы и жизни человека, в которых человек — и прежде всего ма ленький читатель — оказывался в поло жении всего лишь созерцателя этих яв лений и предметов. В ранних книгах Е. Стюарт были, например, такие стихи: Капля сидит н а к р аю л и стк а , К ап ля с в е си л а ножки , Думает : «П адать не буд у п о к а . . .» К а п ! . , и у ж е н а дорож ке ! Большинство стихов этого периода по священо природе, изображению зверей, птиц, рыб и т. д. Разумеется, всё это имело определённую познавательную ценность, но было лишено активности. В стихах отсутствовал человек, овладе вающий природой. Некоторые стихи для самых маленьких содержали в себе лишь умиление: ах, ка кие мы маленькие! В соответствии с этим словарь стихов был преимущественно с уменьшительными суффиксами — кро ватка, спаленка, человечек, ребятки, ку лачки •— создававший впечатление прими тива, искусственности. (См. «Маленьким о маленьких», 1940 г.). Постепенно Е. Стюарт освободилась от этой узости тематики, созерцательности, нарочитости, неестественности в разгово ре с детьми. В книге «Отважные ребя та», вышедшей в первые месяцы войны, уже проявилось умение поэтессы немно гословно раскрыть характер своего ма ленького героя в небольших сюжетных стихах. Эти стихотворения рассказывали о друзьях-ребятах, которые сквозь чащи лесные прошли, чтобы рассказать нашим бойцам, «где враг притаился вдали», о безымённом юном герое, сражающемся вместе с партизанами, о бдительном мальчике, обнаруживающем шпиона, о девочке, принёсшей на полустанок води для бойцов. Словом, о юных патриотах, умных, изобретательных, безгранично
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2