Сибирские огни, 1955, № 1

К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я И. ЯНОВСКИЙ Творчество Елизаветы С тю ар т В 1929 году в новосибирском журнале «Товарищ» были опубликованы первые стихотворения Елизаветы Стюарт для де­ тей «Медведь» и «Лиса». С тех пор, за 25 лет её творческой работы, в сибир­ ских издательствах вышло около двадца­ ти различных книг для детей младшего и среднего возраста, три книги стихов для взрослых, в последнее время в перио­ дических изданиях, напечатан ряд ли­ рических стихотворений. .Творческий путь Е. Стюарт не был гладок. Имелись ошибки, срывы. Выли и есть бесспорные достижения. Но это всегда был путь роста, путь восхождения. Большое место в творчестве Е. Стю­ арт занимают стихи для детей. Широко известны её книги: «Про нашу Наташу», «Подрастают герои», «На солнечном бе­ регу», «С добрым утром». Советская детская литература призва­ на воспитывать сознательных, бесстраш­ ных и самоотверженых строителей ком­ мунизма. В её задачу входит воспитание у наших детей безграничной преданности Родине, любви к труду, высокого чув­ ства социалистического коллективизма. «Интеллектуальное и эмоциональное вос­ питание детей Советского Союза, — пи­ сал А. М. Горький, — должно быть по­ ставлено настолько хорошо, широко и в таких легко освояемых формах, чтобы дети, возможно менее напрягая свои по­ знавательные способности, получали воз­ можно больше знаний о жизни мира и своей страны»1. Решению этой благородной задачи по­ священо творчество многочисленного от­ ряда советских писателей. С. Маршак, С. Михалков, А. Барто и многие другие поэты, пишущие для детей, создали нема­ ло прекрасных произведений. В них, как, например, у С. Маршака, поэтизируется труд .оветского человека, преображаю­ щего природу, показывается, как много может достигнуть человек, если он бодр, целеустремлён, активен. Всегда деятель­ ный, живой, энергичный ребёнок глав­ ный герой стихов А. Барто. Действенной публицистичностью, солнечным юмором, радостью проникнуты произведения 1 «М . Гор ький о д етской ли т ер ат у р е » . Дет- гиз. 1952, стр . 155. С. Михалкова. «Воспитывать в детях дух активности» М. Горький считал первей­ шей обязанностью детского писателя. Основной недостаток некоторых ран­ них стихов Е. Стюарт для детей в том и состоял, что им не был свойственен тот дух активности, которого требовал М. Горький. Её стихи сосредоточивали внимание ребёнка на таких предметах и явлениях природы и жизни человека, в которых человек — и прежде всего ма­ ленький читатель — оказывался в поло­ жении всего лишь созерцателя этих яв­ лений и предметов. В ранних книгах Е. Стюарт были, например, такие стихи: Капля сидит н а к р аю л и стк а , К ап ля с в е си л а ножки , Думает : «П адать не буд у п о к а . . .» К а п ! . , и у ж е н а дорож ке ! Большинство стихов этого периода по­ священо природе, изображению зверей, птиц, рыб и т. д. Разумеется, всё это имело определённую познавательную ценность, но было лишено активности. В стихах отсутствовал человек, овладе­ вающий природой. Некоторые стихи для самых маленьких содержали в себе лишь умиление: ах, ка­ кие мы маленькие! В соответствии с этим словарь стихов был преимущественно с уменьшительными суффиксами — кро­ ватка, спаленка, человечек, ребятки, ку­ лачки •— создававший впечатление прими­ тива, искусственности. (См. «Маленьким о маленьких», 1940 г.). Постепенно Е. Стюарт освободилась от этой узости тематики, созерцательности, нарочитости, неестественности в разгово­ ре с детьми. В книге «Отважные ребя­ та», вышедшей в первые месяцы войны, уже проявилось умение поэтессы немно­ гословно раскрыть характер своего ма­ ленького героя в небольших сюжетных стихах. Эти стихотворения рассказывали о друзьях-ребятах, которые сквозь чащи лесные прошли, чтобы рассказать нашим бойцам, «где враг притаился вдали», о безымённом юном герое, сражающемся вместе с партизанами, о бдительном мальчике, обнаруживающем шпиона, о девочке, принёсшей на полустанок води для бойцов. Словом, о юных патриотах, умных, изобретательных, безгранично

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2