Сибирские огни, 1955, № 1
идёт, потому, что знаю я ч т о делать, но не представляю, к а к делать. Это же до смешного — сидел я пятнадцать лет во всяких конторах, писал, отдавал ка кие-то указания и считался в общем-то зрелым человеком и даже руководите лем. А столкнулся с живым делом и ста ло ясно — никакой я не руководитель. И знания, которые я в техникуме когда- то получил, помочь мне в девяноста трудных случаях из ста не могут... Мне нужно как-то людей сплотить, коллектив настоящий создать; это, в первую оче редь, — воспитательная работа. А что я в этом самом воспитании смыслю? Как я завидовал тогда учителям! Для них на писаны всякие методики, разработки, целая наука есть — педагогика. А вот о том, как вести воспитание в коллекти ве взрослых, — ничего или почти ниче го нет. А нужна такая книжка, ох, как нужна... Что-нибудь вроде «Методики воспитательной работы в социалистиче ском коллективе». Анна Александровна убрала со стола и принялась мыть посуду. Она старалась не шуметь, даже воду в таз наливала осторожно, прислушиваясь к тому, что говорил муж. — Да, да... Методика работы с кол лективом, —продолжал Петренко.—Сей час мне легче тысячекрат стало. А тог да?.. С первых дней я искал людей, на которых опереться можно. Актив, одним словом. Вместе с парторганизацией на шли, расставили. А дальше что? А даль ше как? Могу ли я научить их работе с коллективом, если у меня у самого каша в голове? Да что вспоминать! Я ночи напролёт читал, искал хоть что- нибудь о том, к а к — понимаете? — к а к работать... Очень мне помогли вот они, — Петренко приблизился к этажер ке и положил руки на книги. — Ну, и жизнь подсказала. Прояснилось у меня в голове. Честное слово, никак иначе этого не назвать... Вы вот упомянули о Кукушкиной, её слова насчёт справед* ливости и любви к людям повторили. А знаете, это ведь самое первое — забо та •о людях, о личном их благополучии, производственном устройстве и... успехе. Тут всё важно — и чтобы изба у кол хозника была тёплая, и чтобы ясли ра ботали, и чтобы не оказались забытыми всякие там умывальники или укроп для заправки супа, который варят на поле вом стане. Мелочи — они всю жизнь отравить могут. Однако, и заботясь о людях, правильно надо себя вести. Кто заслужил, тот и получи! А если помога ешь, так сказать, авансом, то чтобы и это было известно. И ещё одно нельзя забывать. Была у меня такая история... Кое-кто из тех колхозников, которые по сле моего приезда помощь получили, на все лады меня хвалить начали: Петрен ко и такой, мол, и этакий. Лучше Пет ренко вроде никого на свете нет... Ну, хвалят ещё куда ни шло... Но и слу шаются меня одного. Бригадиры для них — никакой не авторитет. В чём дело? Вызову их, пристыжу. Наладятся. Но опять ради меня же... Приятно, ко нечно, что люди тебя уважают и хвалят.. Чуть было я на этом не споткнулся. К счастью, во-время коммунисты подпра вили, партийная организация. Очень, по нимаете, важно, чтобы люди почувство вали: не Петренко им помогает, не пред седатель, а колхоз. Не только Петренко в твоей хорошей жизни и работе заинте ресован, а в первую очередь коллектив. Коллектив с тебя и отдачу требует. А кто распорядился — председатель или бригадир ■— это дело десятое, потому, что и тот и другой от имени коллектива, говорят, его волю выполняют. Согласны вы со мной? Иван Антипович кивнул, молчаливо» одобряя уже услышанное и одновремен но всем видом своим давая понять, что- слова Петренко очень заинтересовали его. — То же и с требовательностью, — продолжал Петренко после небольшой паузы. — Требовательность и забота —* их никак отделить нельзя. Но опять- таки главное в том, чтобы не председа тель или бригадир, а коллектив требо вал: с колхозника — звено, бригада,, с бригадира — правление, а со всех, если надо, — собрание. И проверка должна быть коллективной. Не в том, конечно, смысле, чтобы ходить толпой: и проверять, а в том, чтобы все дела колхоза и каждого колхозника были на: виду у людей... Вы вот мне рассказы вали, что в Берёзовке в руководство- много непригодных ' людей. У нас, ду маете, всё ладно было? Как бы не так! Состав правления почти наполовину сменился. Когда стали проверять кол лективно, кое у кого такие грешки на ружу выперли, что ой-ой... Кладовщика с бригадиром третьей бригады под суд пришлось отдать прошлым летом. А трёх других правленцев на первом же отчётном собрании выгнали. А возьмите вы такой вопрос — заинтересованность. Без неё — ничего не выйдет. Колхозни ки должны знать, что труд их — не зряшный труд, и кто .лучше из них поработает, тот больше и получит. Ни каких ошибок или умысла злого не бу дет. И запишет бригадир, что положено, и дополнительную оплату выдадут, и ни кто заслуг не отнимет, не присвоит... Но это — первая ступень, когда человек заинтересован и болеет душой только за свою работу. Надо воспитывать коллек тивный интерес, желание поднять весь колхоз, его производственные возможно сти. Чтобы, скажем, за постройку птице фермы — затеяли мы это дело — душа болела не только у строительной брига ды и птичниц, но и у полеводов. Чтобы личное — своя изба, своя скотина, даже свой труд в колхозе не заслоняли весь колхоз, его нужды и успехи. У нас ещё
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2