Сибирские огни, 1954, № 6
нее содержание этих образов не раскры то. рассказано лишь о преступлениях агронома и зоотехника. Напрасно при первом же знакомстве читателя с Камин ским подчёркивается, что этот герой будет играть отрицательную роль. К то му же достигается это довольно наивным способом: отрицательный герой старает ся не смотреть честным людям в глаза: «Он смотрел поверх Доронина», «Доро нин снова попытался поймать взгляд Ка минского, но тот смотрел в сторону лес ного колка». «Каминский избегал пря мого взгляда...». Часто, говоря о герое, JI. Иванов де лает свои замечания в скобках. Они не редко заменяют описание душевного со стояния героя, это показывает, что у автора ещё небольшой запас художест венных средств. В скобках же говорится примерно следующее: «Он с особым уда рением произнёс последнее слово», «Тут Доронин улыбнулся, довольный, что директор впервые назвал его по име ни отчеству», «Она могла обругать по следними словами любого мужика» и т. п. Вряд ли это можно считать свое образием творческого почерка молодого писателя. Главы книги, посвящённые раскрытию быта героев, за исключением семьи Дё мина, даны гораздо слабее, чем их труд, участие в общественной жизни. О любви Наташи и Ерёмина, например, больше авторских протокольных сообщений, чем показа, изображения их переживаний, их чувств. Нередко автор даёт ненужные натура листические подробности, которые не по могают и не могут помочь раскрытию взаимоотношений людей. Язык действующих лиц не всегда от ражает внутренний мир героев, их зна ния, характер, чувства. Речь кулака Субботина перенасыщена грубыми сло вами и выражениями иногда попросту недопустимыми (стр. 184), В дальнейшем Л. Иванову, написав шему в общем интересную книгу, следу ет больше работать над языком, повы сить уровень художественного изобра жения людей. Л. Усольцева. „УТРО АНДРЕЯ ШИЛИНА“ Тема Великой Отечественной войны неисчерпаема. Мы уже имеем целый ряд замечательных произведений на эту те му. Но наличие таких произведений о Великой Отечественной войне вовсе не означает, что не могут появиться но вые, не менее, а, может быть, и более значительные работы. В то же время к каждому новому произведению о войне читатель предъявляет ещё более высо кие требования. Повесть Б. Костюков- ского «Утро Андрея Шилина»! посвяще на войне, но нельзя сказать, чтобы она соответствовала этим требованиям. Автор, очевидно, ставил своей задачей создать произведение несколько не обычное, со своеобразным местным за байкальским колоритом. К сожалению, попытка эта не удалась, ибо традицион ные в данном случае многочисленные «однако» и «паря» ещё не создают мест ного колорита. Начало повести кажется интересным: раненый Андрей Шилин — главный её герой — случайно отстаёт от са нитарного поезда и вынужден его дого нять. Следовало ждать, что это обстоя тельство вызовет какие-то осложнения, трудности и т. д. Но ничего подобного не происходит — Андрей легко и просто догоняет санитарный поезд, который, по счастливому совпадению, направляется в его родной город. Становится неясным, зачем заставил автор своего героя отста вать от поезда, если из этого ровно ни чего не следует. Студент Андрей Шилин — сын за байкальского партизана — отличается исключительной принципиальностью. Р а ненный не в бою, а на пути к фронту, он страдает от мысли, что его, ещё не вое- •вавшего, могут считать героем. Такое на строение понятно и вполне оправдано. Но «принципиальность», проявляемая Андреем в отношении к матери, уже про изводит неприятное впечатление. Когда Андрею было ещё десять лет, мать его неприветливо обошлась с Егором Косых, бывшим ординарцем её мужа-партизана. Сейчас, лёжа в госпитале, Андрей узна ёт из принесённого матерью письма отца, что письмо это доставлено раненым Косых, и «горькая, ещё никогда не испы танная обида на мать, охватила Андрея». Можно понять это чувство недовольства невнимательным отношением матери к бывшему соратнику отца, •но когда это недовольство вырастает в конфликт, вплоть до того, что мать Андрея не ре шается даже писать ему письма на фронт, то едва ли это можно считать проявлением чуткости со стороны сына. Казалось бы, это отрицательная черта его характера, которую следует осудить. Однако поведение Андрея, наоборот, рисуется автором с явным одобрением. Такое одобрение нечуткого отношения сына к матери, отдавшей ему всю свою жизнь, правильным считать нельзя. Ко нечно, Андрей — положительный герой, но это не значит, что и ошибки его надо возводить в добродетель. Р яд образов, интересно задуманных, остаётся нераскрытым до конца. Повесть кажется незаконченной. Дело не в том, чтобы была закончена фабула. Какую I Б. К о с т ю к о в с к и й. «Утро /ввдрея Шилина», Читинское книжное издательство, 1954 г., 160 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2