Сибирские огни, 1954, № 6

воплотил в себе «средне-статистические» черты политработника вообще. Бледно нарисован в повести и отрица­ тельный образ врача Ласкина. Обижен­ ный главным хирургом, Ласкин написал клеветническое заявление, где утверж­ дал, что главврач видит в оперируемых не людей, а только подопытные объекты. За этим поступком может скрываться очень подлый и вредный характер. Но, увы, больше о Ласкине мы ничего не узнаём. Всё столкновение с ним ограни­ чилось морализированием комиссара. Образ также остался нераскрытым. Вообще отрицательные образы как-то слабо удаются Н. Емельяновой. Есть в произведении «Четыре весны» образ жены капитана, мещанки и сплетницы. Но он нарисован так, что иногда эту женщину презираешь, подчас ей сочув­ ствуешь, а в целом остаёшься в недо­ умении — кто она такая и как её оце­ нивает автор. В рассказе «Познание добра и зла» изображён некий Самсон, двоюродный брат мужа Марины, главной героини рассказа. Марина уехала к нему с детьми, эвакуировавшись из Москвы. Узнав, что она перестала получать от мужа известия с фронта, Самсон выпро­ водил Марину из своего дома. Марина удивительно напоминает Полину из рас­ сказа «Четыре весны», а её дети — до­ черей Полины. Полина также уехала в колхоз после того, как родные мужа встретили её неприветливо. • Вся ситуация рассказа «Познание добра и зла» так и просится в «Четыре весны». И совершенно непонятно, по­ чему писательница решила отрицатель­ ный образ Самсона вынести за пределы своей «маленькой эпопеи» — «Четыре весны», дать его только наброском, от­ казалась от возможности ещё больше обогатить образ Полины, показав её в столкновении с отрицательным персо­ нажем. Несколько особняком стоят в сборни­ ке воспоминания о детстве, объеди­ нённые общим заголовком «Родники». Судя по дате, поставленной под ними (1949— 1953 гг.),— это одно из послед­ них произведений писательницы. В. этих коротеньких новеллах видно, что худо­ жественное мастерство автора продол­ жает расти, приобретает качества осо­ бенной лаконичности, крепости языка, пластичности изобразительных средств. На двух-трёх страничках встаёт перед нами образ того или иного человека. Вот трёхстраничная новелла «Дедуш­ ка Никита Васильевич». Зримо даёт автор портрет дедушки: «Он был высо­ кий, широкий в плечах, с большой ру­ сой бородой. В бороде его было уже много седины, а около носа на седова­ тых усах были жёлтые подпалины: де­ душка Никита Васильевич нюхал табак... Дуняша говорила, что нос у Никиты Васильевича потому красный, что он «закладывает», и я думала, что нос бы­ вает красный, когда в .него закладывают табак... Дедушка всегда пил чай с блюдца, са­ хар откусывал крепкими желтоватыми зубами... Рука у него была такая большая, что, когда он гладил меня по голове, рука сразу накрывала всю мою голову. Обык­ новенно он приносил мне маковник или пряник, смотрел, как я ем, и пригова­ ривал: — Жуй, жуй бабками!..». Дальше рассказывается, как дедушка Никита обхитрил разносчика орехов. Разносчик продавал орехи «на горсть». Его постоянные покупатели — детиш­ ки — всегда оставались обманутыми: много ли они наберут в свою горсть! Однажды дедушка заплатил за две горсти и, дважды поддев своей огром­ ной ручищей кучу орехов, почти опусто­ шил лоток. В ответ на возмущение раз­ носчика дедушка ответил: «Твои были правила, купец, моя сноровка. Привык обижать малый народ...». И роздал орехи ребятам. Всего три странички, а мы видим доб­ родушную внешность деда, узнаём его характер, перед нами вырастает образ, который мы долго будем помнить. А. М. Горький советовал Н. Емелья­ новой писать «...экономя количество слов, употребляемых Вами на изображе­ ние предметов, людей, пейзажа. Пишите гуще. Красота, это — простота, чёткость, ясность». В «Родниках» писательница рисует образы многих людей: хозяина фабрики, рабочего Кондратьева, девочки Лёли, мелких служащих и т. д. Все они вы­ писаны так же пластично, как и дед Ни­ кита Васильевич. В этом цикле, пожа­ луй, больше, чем где-либо, писательница достигла особенной простоты, чёткости и ясности изобразительных средств. Но, тем не менее, от цикла пока остаётся впечатление разрозненности об­ рисованных фактов. Хочется думать, что это «заготовки», наброски чего-то боль­ шого. Читатель с удовлетворением встре­ тил бы книгу Н. Емельяновой о дорево­ люционном прошлом нашей страны, о той эпохе, в которую протекали её дет­ ские годы. Какой богатый материал есть для этого — уже и сейчас говорят «Род­ ники». А о большом одухотворённом ма­ стерстве писательницы свидетельствует вся книга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2