Сибирские огни, 1954, № 6
воплотил в себе «средне-статистические» черты политработника вообще. Бледно нарисован в повести и отрица тельный образ врача Ласкина. Обижен ный главным хирургом, Ласкин написал клеветническое заявление, где утверж дал, что главврач видит в оперируемых не людей, а только подопытные объекты. За этим поступком может скрываться очень подлый и вредный характер. Но, увы, больше о Ласкине мы ничего не узнаём. Всё столкновение с ним ограни чилось морализированием комиссара. Образ также остался нераскрытым. Вообще отрицательные образы как-то слабо удаются Н. Емельяновой. Есть в произведении «Четыре весны» образ жены капитана, мещанки и сплетницы. Но он нарисован так, что иногда эту женщину презираешь, подчас ей сочув ствуешь, а в целом остаёшься в недо умении — кто она такая и как её оце нивает автор. В рассказе «Познание добра и зла» изображён некий Самсон, двоюродный брат мужа Марины, главной героини рассказа. Марина уехала к нему с детьми, эвакуировавшись из Москвы. Узнав, что она перестала получать от мужа известия с фронта, Самсон выпро водил Марину из своего дома. Марина удивительно напоминает Полину из рас сказа «Четыре весны», а её дети — до черей Полины. Полина также уехала в колхоз после того, как родные мужа встретили её неприветливо. • Вся ситуация рассказа «Познание добра и зла» так и просится в «Четыре весны». И совершенно непонятно, по чему писательница решила отрицатель ный образ Самсона вынести за пределы своей «маленькой эпопеи» — «Четыре весны», дать его только наброском, от казалась от возможности ещё больше обогатить образ Полины, показав её в столкновении с отрицательным персо нажем. Несколько особняком стоят в сборни ке воспоминания о детстве, объеди нённые общим заголовком «Родники». Судя по дате, поставленной под ними (1949— 1953 гг.),— это одно из послед них произведений писательницы. В. этих коротеньких новеллах видно, что худо жественное мастерство автора продол жает расти, приобретает качества осо бенной лаконичности, крепости языка, пластичности изобразительных средств. На двух-трёх страничках встаёт перед нами образ того или иного человека. Вот трёхстраничная новелла «Дедуш ка Никита Васильевич». Зримо даёт автор портрет дедушки: «Он был высо кий, широкий в плечах, с большой ру сой бородой. В бороде его было уже много седины, а около носа на седова тых усах были жёлтые подпалины: де душка Никита Васильевич нюхал табак... Дуняша говорила, что нос у Никиты Васильевича потому красный, что он «закладывает», и я думала, что нос бы вает красный, когда в .него закладывают табак... Дедушка всегда пил чай с блюдца, са хар откусывал крепкими желтоватыми зубами... Рука у него была такая большая, что, когда он гладил меня по голове, рука сразу накрывала всю мою голову. Обык новенно он приносил мне маковник или пряник, смотрел, как я ем, и пригова ривал: — Жуй, жуй бабками!..». Дальше рассказывается, как дедушка Никита обхитрил разносчика орехов. Разносчик продавал орехи «на горсть». Его постоянные покупатели — детиш ки — всегда оставались обманутыми: много ли они наберут в свою горсть! Однажды дедушка заплатил за две горсти и, дважды поддев своей огром ной ручищей кучу орехов, почти опусто шил лоток. В ответ на возмущение раз носчика дедушка ответил: «Твои были правила, купец, моя сноровка. Привык обижать малый народ...». И роздал орехи ребятам. Всего три странички, а мы видим доб родушную внешность деда, узнаём его характер, перед нами вырастает образ, который мы долго будем помнить. А. М. Горький советовал Н. Емелья новой писать «...экономя количество слов, употребляемых Вами на изображе ние предметов, людей, пейзажа. Пишите гуще. Красота, это — простота, чёткость, ясность». В «Родниках» писательница рисует образы многих людей: хозяина фабрики, рабочего Кондратьева, девочки Лёли, мелких служащих и т. д. Все они вы писаны так же пластично, как и дед Ни кита Васильевич. В этом цикле, пожа луй, больше, чем где-либо, писательница достигла особенной простоты, чёткости и ясности изобразительных средств. Но, тем не менее, от цикла пока остаётся впечатление разрозненности об рисованных фактов. Хочется думать, что это «заготовки», наброски чего-то боль шого. Читатель с удовлетворением встре тил бы книгу Н. Емельяновой о дорево люционном прошлом нашей страны, о той эпохе, в которую протекали её дет ские годы. Какой богатый материал есть для этого — уже и сейчас говорят «Род ники». А о большом одухотворённом ма стерстве писательницы свидетельствует вся книга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2