Сибирские огни, 1954, № 6
воздействие, чем больше типических черт он несёт в себе. Пётр Александрович, несомненно, об ладает типическими чертами советского учёного старшего поколения, формиро вавшегося в дореволюционные годы. На чал он свою хирургическую деятель ность ещё на полях русско-японской войны. Многолетняя борьба с реакцион ной рутиной, тесная связь с простыми солдатами, испытания трёх войн и трёх революций, наконец, получение только в зрелые годы возможности широко раз вернуть свой талант ,— всё это обуслови ло сложность характера: внешнюю суро вость и отзывчивое сердце, властность и нежное отношение к людям, резкость и мягкую усмешку, самоуверенность и огромное трудолюбие. В дореволюцион- ' ные годы преданными передовой науке оставались только самые смелые, упор ные и талантливые. Многие из этих черт мы знаем у И. П. Павлова, К. А. Тими рязева и других. Так складывался тип советского учёного старшего поколения. Н. Емельяновой удалось во многом ти пизировать своего героя. Поэтому он и обладает значительной силой художест венного воздействия. Молодое поколение советских учёных вошло в науку под знаком великих дер заний Октябрьской революции, первых сталинских пятилеток. Мы знаем немало учёных, сформировавшихся уже при со ветской власти, которые с подлинным блеском таланта приумножили дела сво их учителей. У Семёна Ивановича недостаёт типи ческих черт, свойственных молодому поколению советских учёных. Есть в по вести разговор Семёна Ивановича с ме дицинской сестрой Натой. Ассистент говорит: «— А какие руки у Петра Александ ровича! — Пётр Александрович — удивитель ный человек,— доверчиво сказала де вушка. — Почему-то у наших молодых врачей нет того, что в нём: такого бле ска в знании, уверенности в себе... Как вы думаете, в чём тут дело? Может быть, в большом жизненном опыте? — Он очень образованный человек». Дальше вспоминается, как Пётр Алек сандрович говорил по телефону на пре красном французском языке и читал по- английски балладу Лонгфелло. Читатель, прочтя это, готов неудов летворённо повторить: действительно, то варищ автор, почему?.. Образование здесь ничего не объясняет, тем более, что советское образование ни в чём не уступает дореволюционному, наоборот, превосходит его. Конечно, автору вольно избирать себе любого героя. Семён Иванович не вызы вает возражений, он правдиво раскрыт, как определённый человеческий харак тер, он несёт в себе правильную идею: мастерство приходит только в упорном труде, в старательном овладении опытом старого поколения. Но образ Семёна Ивановича не дора стает до типа советского учёного моло дого поколения. Есть на нём какой-то налёт заурядности. Не хватает черт, при сущих молодым советским учёным, всей передовой советской молодёжи. Речь идёт, конечно, о передовых чер тах, которые только и надлежит обоб щать при создании типического образа положительного героя. Мы считаем, что благодаря такому вы бору главного героя, повесть «Хирург» получилась менее значительной, чем могла бы стать. Ещё более снижает значительность по вести неудачный образ комиссара госпи таля. Мы имели возможность убедиться, как Н. Емельянова скупыми, точными штрихами умеет раскрывать самое со кровенное в своих героях. Для образа комиссара у неё, к сожалению, таких штрихов не нашлось. «Комиссар прежде всего обратил вни мание на некоторую разболтанность в работе со стороны невоеннообязанных служащих... наладил регулярную полит информацию»,— такими сообщениями пестрят страницы, отведённые для ко миссара. Есть попытки показать комис сара в работе. Например, он разговари вает с выздоравливающим бойцом Си ницыным, который написал домой пись мо, почти панически преувеличивающее силу немцев на фронте: « — Зачем тебе понадобилось так пи сать? Ты же должен понимать, что такое письмо человека не ободрит, не поддер жит, а только растревожит... Что же ты мне ничего не отвечаешь? Ты пони маешь, как всё это неверно, то, что ты написал? Отдельные факты — да, они были, но, собранные вместе, они иска жают всю картину». Очень правильные слова говорит ко миссар. Но за этими общими словами нельзя уловить характер комиссара, его душу, своеобразие его подхода к людям. С такой же бесстрастностью комиссар «разделывается» с клеветником и без дельником Ласкиным: «Формально, товарищ Ласкин, вы кое в чём правы. По поверхности... По нимаете?.. Поняли ли вы, что ваше за явление обращается против вас?» — и заканчивает своё наставление: — «Вы ещё молоды, постарайтесь оправдать на дежды, которые государство возлагало на вас». Никакой борьбы за воспитание Ласки- на или за изгнание его из коллектива комиссар не ведёт, так же как и «рабо та» с Синицыным ограничилась единст венной беседой. Комиссар по воле авто ра не показан в его отношениях к лю дям и событиям, и поэтому его образ бледен. Комиссару явно недостаёт черт индивидуальных, чтобы стать художест венным образом. Он просто механически
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2