Сибирские огни, 1954, № 6

мо живой. Мы видим, как он, вставая утром раньше всех в квартире, «выти­ рал уголок клеёнки на кухонном столе и, уместив под столом большие свои но­ ги, садился читать, покуривая свёрнутую им самокрутку из лёгкого табака». Ча­ сто он по утрам рисовал пейзажи и страшно смущался, когда его заставали за этим занятием. Он не любил, когда про него говорили: талант. Однажды Артём Ильич стал рисовать портрет Саши. Ему сказали, что Саша очень похож. Он ответил: « — Да, да, у Саши, знаете, душа... — как будто от Саши зависело, что его портрет хорошо выходит». Разве мало нам говорит об отце Поли­ ны эта, вроде бы и вскользь подмечен­ ная автором, чёрточка! Во время войны Артём Ильич поехал работать на одну из железнодорожных станций близ Воронежа. И снова мы ви­ дим в этом старом, скромном до стесни­ тельности человеке черты истинного ге­ роя. Во время налёта немецкой авиации Артём Ильич заменил раненого началь­ ника станции, встал за машиниста. Ему удалось вывести санитарный поезд, рас­ цепить загоревшийся состав. Последние его слова были: «Идёт дело-то!». Взры­ вом вражеской бомбы он был убит. Идея рассказа и, мы бы сказали, па­ фос всего сборника Н. Емельяновой вы­ ражен в таких словах: «Появились ка­ кие-то глыбы истории: «Крым в огне», «Сталинград», «Орловско-курские бои», «Ленинград», «Освобождение Белорус­ сии», «Наступление от Вислы к Одеру». Среди таких величественных событий замечательно было то, что обыкновен­ ный советский человек не стал малень­ ким, он свободно жил среди этих собы­ тий, они ему оказались по плечу и от­ ражались в его жизни, как в капле воды». Писательнице удалось убедительно по­ казать, что её герои, простые советские люди, действительно герои не только в литературном смысле, что «глыбы исто­ рии» оказались под силу и майору Сер­ гееву, и Полине, и Артёму Ильичу, и тому же Панкратову или Степану Иг­ натьевичу Коробкову из отличного рас­ сказа «Маркел — сухие гвозди». Повесть «Хирург» посвящена преемст­ венности опыта и мастерства поколений, росту и возмужанию молодых советских учёных в трудные годы войны. Наиболее запоминается в повести об­ раз главного хирурга госпиталя Петра Александровича. Ему за шестьдесят лет, но он прекрасно сохранился. Нрав у него крутой. Он может сказать нера­ дивой сестре: «А всего лучше переме­ нить профессию» — и той, действительно, лучше было перевестись после этого из госпиталя. Беда, если сестра начинала оправдываться, упорствовать в своей ошибке. «Э! — говорил хирург. — Сла­ бонервным нужен полный отдых, пол­ ный! — Он поднимал вверх чёрные свои брови. — Что я говорю? Пол-ней-ший от­ дых». Вместе с тем, главный хирург, знаме­ нитый врач, пожилой человек, мог радо­ ваться и хвалиться, как ребёнок. После одной очень сложной операции он вдруг начал демонстрировать молодым врачам, как ловко слушаются его натренирован­ ные пальцы. «— Ха,— сказал он самодовольно, и глаза его выразили именно это чув­ ство,— над своим телом надо хорошо по­ работать, чтобы оно хорошо и точно ра­ ботало на вас. Хирург должен иметь гиб­ кие и сильные пальцы скрипача, чув­ ствительные и без! — ошибочные. — Он подчеркнул это «без». Окружающие прощают ему неприят­ ные черты характера, больше того, — они влюблены в него, благоговеют перед ним. И есть за что, ибо мы ясно ощу­ щаем в Петре Александровиче обаяние блестящего таланта, приумноженного со­ вершенным мастерством. И его «недо­ статки» — самоуверенность, властность, нетерпимость — органично сливаются с его достоинствами. Всё это вместе и со­ ставляет богатый и своеобразный ха­ рактер. Ассистентом главного хирурга работа­ ет молодой врач Семён Иванович. Исто­ рии его духовного возмужания и роста профессионального мастерства, собствен­ но, и посвящена повесть. Во время воз­ душной тревоги, оставшись за главного хирурга, он не только организовал пере­ несение больных, но и сам взялся за но­ силки. После отбоя комиссар его спра­ шивает: «— Семён, ты не думаешь, что хи­ рургу не обязательно самому носить ра­ неных? — Не думал, Сергей Яковлевич», — весело отвечает ассистент. И в этом искреннем ответе виден простой и скромный характер работящего, самоот­ верженного человека. Семён Иванович упорно и терпеливо овладевает мастерством хирурга, учась у Петра Александровича. Порой он ви­ дит в себе слишком много робости, ему кажется, что никогда не достигнет он та­ кой виртуозности и блеска в операциях, как его учитель. Мы видим, как медлен1 но и трудно идёт рост молодого врача, сколько сомнений и неуверенности в своих силах ему приходится преодоле­ вать. Наконец, Семён Иванович самосто­ ятельно и успешно проводит сложную операцию. Рост молодого врача показан с обыч­ ной для Н. Емельяновой художественной убедительностью. И всё же на протяже­ нии всей повести ассистент находится как бы в тени, его затмевает блестящий главный хирург. Почему же так полу­ чается? Нам кажется, что тут уместно поговорить о том, что литературный об­ раз тем художественнее, тем сильнее его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2