Сибирские огни, 1954, № 6
мо живой. Мы видим, как он, вставая утром раньше всех в квартире, «выти рал уголок клеёнки на кухонном столе и, уместив под столом большие свои но ги, садился читать, покуривая свёрнутую им самокрутку из лёгкого табака». Ча сто он по утрам рисовал пейзажи и страшно смущался, когда его заставали за этим занятием. Он не любил, когда про него говорили: талант. Однажды Артём Ильич стал рисовать портрет Саши. Ему сказали, что Саша очень похож. Он ответил: « — Да, да, у Саши, знаете, душа... — как будто от Саши зависело, что его портрет хорошо выходит». Разве мало нам говорит об отце Поли ны эта, вроде бы и вскользь подмечен ная автором, чёрточка! Во время войны Артём Ильич поехал работать на одну из железнодорожных станций близ Воронежа. И снова мы ви дим в этом старом, скромном до стесни тельности человеке черты истинного ге роя. Во время налёта немецкой авиации Артём Ильич заменил раненого началь ника станции, встал за машиниста. Ему удалось вывести санитарный поезд, рас цепить загоревшийся состав. Последние его слова были: «Идёт дело-то!». Взры вом вражеской бомбы он был убит. Идея рассказа и, мы бы сказали, па фос всего сборника Н. Емельяновой вы ражен в таких словах: «Появились ка кие-то глыбы истории: «Крым в огне», «Сталинград», «Орловско-курские бои», «Ленинград», «Освобождение Белорус сии», «Наступление от Вислы к Одеру». Среди таких величественных событий замечательно было то, что обыкновен ный советский человек не стал малень ким, он свободно жил среди этих собы тий, они ему оказались по плечу и от ражались в его жизни, как в капле воды». Писательнице удалось убедительно по казать, что её герои, простые советские люди, действительно герои не только в литературном смысле, что «глыбы исто рии» оказались под силу и майору Сер гееву, и Полине, и Артёму Ильичу, и тому же Панкратову или Степану Иг натьевичу Коробкову из отличного рас сказа «Маркел — сухие гвозди». Повесть «Хирург» посвящена преемст венности опыта и мастерства поколений, росту и возмужанию молодых советских учёных в трудные годы войны. Наиболее запоминается в повести об раз главного хирурга госпиталя Петра Александровича. Ему за шестьдесят лет, но он прекрасно сохранился. Нрав у него крутой. Он может сказать нера дивой сестре: «А всего лучше переме нить профессию» — и той, действительно, лучше было перевестись после этого из госпиталя. Беда, если сестра начинала оправдываться, упорствовать в своей ошибке. «Э! — говорил хирург. — Сла бонервным нужен полный отдых, пол ный! — Он поднимал вверх чёрные свои брови. — Что я говорю? Пол-ней-ший от дых». Вместе с тем, главный хирург, знаме нитый врач, пожилой человек, мог радо ваться и хвалиться, как ребёнок. После одной очень сложной операции он вдруг начал демонстрировать молодым врачам, как ловко слушаются его натренирован ные пальцы. «— Ха,— сказал он самодовольно, и глаза его выразили именно это чув ство,— над своим телом надо хорошо по работать, чтобы оно хорошо и точно ра ботало на вас. Хирург должен иметь гиб кие и сильные пальцы скрипача, чув ствительные и без! — ошибочные. — Он подчеркнул это «без». Окружающие прощают ему неприят ные черты характера, больше того, — они влюблены в него, благоговеют перед ним. И есть за что, ибо мы ясно ощу щаем в Петре Александровиче обаяние блестящего таланта, приумноженного со вершенным мастерством. И его «недо статки» — самоуверенность, властность, нетерпимость — органично сливаются с его достоинствами. Всё это вместе и со ставляет богатый и своеобразный ха рактер. Ассистентом главного хирурга работа ет молодой врач Семён Иванович. Исто рии его духовного возмужания и роста профессионального мастерства, собствен но, и посвящена повесть. Во время воз душной тревоги, оставшись за главного хирурга, он не только организовал пере несение больных, но и сам взялся за но силки. После отбоя комиссар его спра шивает: «— Семён, ты не думаешь, что хи рургу не обязательно самому носить ра неных? — Не думал, Сергей Яковлевич», — весело отвечает ассистент. И в этом искреннем ответе виден простой и скромный характер работящего, самоот верженного человека. Семён Иванович упорно и терпеливо овладевает мастерством хирурга, учась у Петра Александровича. Порой он ви дит в себе слишком много робости, ему кажется, что никогда не достигнет он та кой виртуозности и блеска в операциях, как его учитель. Мы видим, как медлен1 но и трудно идёт рост молодого врача, сколько сомнений и неуверенности в своих силах ему приходится преодоле вать. Наконец, Семён Иванович самосто ятельно и успешно проводит сложную операцию. Рост молодого врача показан с обыч ной для Н. Емельяновой художественной убедительностью. И всё же на протяже нии всей повести ассистент находится как бы в тени, его затмевает блестящий главный хирург. Почему же так полу чается? Нам кажется, что тут уместно поговорить о том, что литературный об раз тем художественнее, тем сильнее его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2