Сибирские огни, 1954, № 6
шами. Какой-то свежий, свежий, весь в трещинках, асфальт показался из-под снега, наступать на него было так хоро шо, будто он был подарен в день нашего весеннего рождения. И всё простое, обычное вдруг обратилось в дорогое». С этой лёгкой мелодией светлого счастья с первых же строк переплетают ся сурово-торжественные ноты, которые потом, в глубине рассказа, зазвучат ве дущим мотивом. На Можайском шоссе стоит изба Кутузова, «...войдя в неё, мы увидели поблёкший шёлк старых зна мён, пронесённых через всю Европу. Был какой-то особенный, сероватый тон у не которых из них: пыль многих дорог запечатлелась на мягком их шёлке. Сердце забилось навстречу, как будто их только что принесли и поставили здесь». Точные и скупые черты находит писа тельница для изображения Москвы воен ных лет. Вот весна 1942 года: «От этой весны у меня осталось впечатление ши роких притихших улиц, пустоты в затем нённых домах и необыкновенного неба. Мы никогда не смотрели на него так ча сто в самое лучшее время — при пере ходе от ночи к утру. К концу ночи небо приобретало густосиний цвет и аэроста ты в нём казались чёрными. Небо меня-' лось у нас на глазах; цвет его как бы разбавлялся, становился чисто синим, а к рассвету — чуть с зеленцой, как мор ская вода. Угасали звёзды, и по обеим сторонам Можайского шоссе вырисовы вались косые кресты противотанковых ежей». Этим пейзажем сказано очень многое: и ставшее привычным насторожённое ожидание немецких бомбардировщиков, и вошедшие в пейзаж чёрные аэростаты и стальные ежи, и непреоборимое влече ние к красоте окружающего мира, кото рое не вытравили никакие тяготы и опас ности. Третий год войны имеет свой облик, он воспринимается на том же Можай ском шоссе, прежде всего, через сплош ное движение автоколонн, идущих на запад. Картины Москвы военных лет не про сто являются фоном, они входят в ощу щения и чувства героев, помогают нам понять характеры людей в их развитии. Главную героиню рассказа Полину, жену майора Сергеева, мы впервые встречаем на кухне, занятую мытьём своих маленьких дочерей. Про неё гово рят: «Посмотрите на Полину — она в об ращении с детьми талантлива». Поли на — молодая и красивая, весёлая, хло потливая женщина. Кажется, для неё ничего не существует, кроме горячо лю бимого мужа и детей. Даже когда майор Сергеев забирает семью на новое место службы, у границы, Полина, прощаясь с соседями, беззаботно говорит: — Вот мой выводок увожу пастись на травку. Она вернулась в Москву на другой день после начала войны какая-то изме нившаяся, с потухшими глазами, и на привычно-мирный вопрос: «Неужели Ми тя тебя одну отпустил с детьми?» — твёрдо ответила: — Он не мог нас проводить. Они уже бьются с немцами. Я раненых ви дела... Так ощутимо вошла война в мирный дом на Можайском шоссе. Полина ста новится донором, работает на вокзале, помогая принимать раненых, а потом до ма плачет, вспоминая особенно тяжёлые ранения. Очень верно передаёт состоя ние Полины эпизод, рисующий первую воздушную тревогу. Взвыла сирена. Полине кричат: «— Это тревога! Собирайте детей. — Боже мой! Они только заснули! — жалобно сказала она и сейчас же броси лась в комнату». Не крик отчаяния, не проклятья в ад рес фашистов, а жалоба на то, что детям не дают поспать, — как правдиво это ду шевное движение матери, никогда рань ше не допускавшей мысли, что её детям кто-то грозит смертью. Осенью Полину с детьми эвакуирова ли, год она проработала в колхозе, а вернувшись в Москву, сразу поступила на фабрику. Вместе с обликом Москвы словно меняется и облик Полины. Лицо у неё стало худое и жёлтое, шея похуде ла, а на ладонях появились кровавые мо золи. Но она оставалась прежней Поли ной. «— Э, — говорила она беспечно про свои мозоли, — это от неумения: перехо жу на новую работу». Соседке, которая жаловалась на то, что нет мыла и синьки, она отвечала: «Чудачка ты! Как может быть, чтоб всё было? Это же война». Сшив своим де тям по три пары тряпичных тапочек, она смеялась: «Сколько ножек у сороконо жек?». Можно ли Полину назвать героиней? Да. Не просто работать, умея, а «учить ся работать», набивая мозоли, портя глаза на сверловке, и одновременно вы хаживать троих детей, и сохранить бод рость духа, душевную чистоту. Это под виг. Хорошо говорит писательница, как бы завершая образ Полины: «Если бы он (подполковник, друг Сергеевых. — А. Н.) встретил нарядную, красивую По лину, это было бы нечестно и бесславно для неё. Увидев её лицо, её руки в мо золях, он сначала не понял, как это мог ло случиться именно с Полиной, но та кая — с её заботой о детях, фабрикой, донорством, огородом — она была на месте. В ней, красивой, он не ошиб ся. Она была настоящая женщина, как многие тысячи русских женщин в эту войну». Артём Ильич, отец Полины, обрисо ван скупее, но мы узнаём о нём много, он встаёт в нашем воображении ощутиг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2