Сибирские огни, 1954, № 6
пассажирский не может придти, и ядови то говорит о слабой работе железнодо рожников. «Панкратов устало проводит рукой перед глазами. Он мог бы расска зать сердитому гражданину, что значит в такую метель вести 80 вагонов с гру зом, но теперь, когда дело уже сделано, ему не хочется говорить!». Машинист изображён отнюдь не во фронтовой обстановке, даже не в борьбе с бураном, а на станции, уже после окон чания поездки. Но такова сила художе ственного слова, что в сознании читате л я картина раздвигается шире того, что непосредственно описал автор. Образ ма шиниста ассоциируется у нас с картина ми бурана и заснежённого вокзала, с об ликом тяжеловесного состава, пробивше гося «грудью сквозь метель и вьюгу». Эти, вроде бы и безотносительные, опи сания обогащают и углубляют образ Панкратова. Не рисуя самих подвигов, тем же при ёмом Н. Емельянова создаёт образ скромного героя в рассказе «Трудное дело». В только что освобождённом от нем цев селе остановилась советская воинская часть. В доме крестьянина Андрона Ефимыча поселился полковник с орди нарцем Фатыхом. Андрон вызывает по дозрения: немцы его не тронули, даже корову оставили; сын его, бывший дирек тор МТС, оставался директором и при немцах. Наконец, у старика находят за рытый в огороде ячмень. Подозрений больше, чем достаточно. Начальство косится на Андрона. Предсе датель сельсовета собирается выселить его куда-нибудь подальше. Но в этом старике что-то беспокояще притягивает сочувственное внимание читателя. Андрон Ефимыч, видя советских офи церов в незнакомой ему форме с пого нами, спрашивал у Фатыха: «— Это какой же у него чин? Фатых отвечал: —- Никакого особенного чина. Обык новенный офицер Красной Армии. И старик, почему-то с одобрением глядя на него, говорил: — Так, так! Обыкновенный, значит, офицер... Фатых сердился: — Это совершенно вас не касается, папаша. Вы лучше за водой сходите на дальний колодец. В вашем колодце абсо лютно паршивая вода. И старик, взяв коромысло и чему-то посмеиваясь, уходил». В другой раз старика спрашивали: «— И сын твой директором эмтеэс при фашистах оставался? — Оставался, — спокойно отвечал ста рик. — Н-да! Как же это так? — недоуме вал Иван. — Значит на врага работал? — Нет, он на врага не работал, — не возмутимо отвечал старик» — и обрывал разговор. Или вот сцена, когда у Андрона Ефи мыча нашли ячмень: «Андрон Ефимыч поднял голову, и страшно было глядеть на его лицо: в нём было что-то такое своё, глубоко запрятанное и не отдаваемое на люд ской суд. — Не оправдывайся, дочка, — сказал он. — Нас тут некому оправдать. Ячмень закопал — не беда, закопал и откопал. Наше дело с тобой ждать... Вот что, дочка! И, взяв лопату, вышел на улицу». Писательница, не навязывая своего мнения, как бы вовлекает читателя в раскрытие характера старика, в изуче ние его поведения. Приезд члена Воен ного Совета армии раскрывает истинный облик Андрона Ефимыча. Генерал гово рит председателю сельсовета: «— Не кончилась ещё война. Кончит ся — многое узнаешь. Старика этого ува жать будешь». Мы так и не узнаём о героическом поведении Андрона Ефимыча при гитле ровцах, но о многом можем судить, видя огромную стойкость и терпение этого че ловека, который, выполняя суровый долг, сумел вынести тягчайшую муку — подозрение и враждебность своих, совет ских людей. Так, в незначительных, ка залось бы, проявлениях пред нами рас крылся большой характер. В рассказе «Выход из окружения» двое незнакомых людей, случайно столк нувшись, вынуждены вместе идти по ок купированной немцами земле, проби раться к линии фронта. Н. Емельянова тонко показывает, как по поведению, по' отношению к встречающимся препят ствиям, даже по отдельным жестам и словам всё больше познают друг друга случайные спутники, всё уверенней сближаются, чувствуя духовное родство советских патриотов. И в этом рассказе автор заставляет читателей активно участвовать в раскрьн тии, в «разгадывании» характеров своих’ героев, учит даже по мелким проявле ниям понимать истинную суть человека. Наиболее значительным произведени ем в сборнике является рассказ «Четыре весны». Н. Емельянова сумела в судьбе одной советской семьи отобразить атмос феру незабываемых лет Великой Отече ственной войны, показать, как тяжкие испытания не только не сломили дух со ветских людей, а наоборот, раскрыли и закалили всё самое лучшее в их харак терах. Рассказ начинается с переезда одной московской семьи на новое место жи тельства в «Кутузовскую слободу» на Можайском шоссе. Повествование сразу захватывает каким-то радостно-взволно ванным тоном: «Весною, в марте, на ши роком шоссе протаяли снега, и на ас фальте озерками заголубели лужи... По чему-то пахло детством, весенним возду хом, драповым пальто и мокрыми кало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2