Сибирские огни, 1954, № 6

А. ИИКУЛЬКОВ г Простота, чёткость, ясность Сибирский писатель давно знает имя Нины Александровны Емельяновой, творческая деятельность которой нача­ лась в Сибири почти четверть века тому назад. Первые произведения писатель­ ницы печатались в «Сибирских огнях». Среди драгоценного собрания писем А. М. Горького есть два письма, поме­ ченные 1930 годом. Они адресованы на­ чинающей писательнице Нине Емельяно­ вой, которая послала Алексею Максимо­ вичу свой первый рассказ и очерки «За- манщина». «Писать Вы можете хорошо, значит — и должны хорошо писать, — отвечал ей Горький. — Работайте усерд­ но и смело». Сборник Н. Емельяновой «Повести и рассказы» можно расценивать, как опре­ делённый творческий итог, как резуль­ тат работы писательницы над выполне­ нием горьковского завета. В этой книге ощущается и большой, «усердный» пи­ сательский труд, и смелость опытного мастера. Ясно видно, как далеко шагну­ ла Н. Емельянова от очерков «Заманщи- на», впервые напечатанных в 1931 году, до послевоенного рассказа «Четыре весны». Книга включает в себя произведения, написанные во время Великой Отече­ ственной войны и в послевоенные годы, и состоит из рассказов, повести «Хи­ рург» и воспоминаний о детстве, объ­ единённых в цикл «Родники». Знание жизни, знание разнообразных человеческих характеров отличает кни­ гу. Писательница с одинаково глубоким проникновением в душу человека созда­ ёт образы военных врачей и старика- рабочего Никиты Васильевича, колхозни­ ка Коробкова и ученика ремесленного училища Василька Князева, молодой ма­ тери Полины и советских офицеров Сер­ геенко и Шуренкова. Писательница убе­ дительно рисует обстановку военного гос­ питаля, тыловой быт простой советской семьи, дореволюционную фабрику, на которой происходит забастовка, работу колхозников в послевоенные годы и на­ пряжённый труд железнодорожников. Это богатство тем и характеров объ­ единено своеобразием творческой мане­ ры автора, его индивидуального миро­ ощущения. Н. Емельяновой свойствен неторопливый лирический рассказ о про­ стых людях, которые в своих, незначи­ тельных казалось бы, делах проявляют прекрасные черты стойких характеров. И эти скромные дела на фоне великих исторических свершений не только не умаляются, а, наоборот, йырастают до подвига. По поводу одной из героинь «Заман- щины» А. М. Горький писал: «Бабу — преда сельсовета, Вы тоже смазали, а баба эта — героиня наших дней и — до­ рогого стоит...» Это горьковское отноше­ ние к простым людям, к их скромным делам глубоко восприняла писательни­ ца. Она научилась, как сама потом гово­ рила, следуя заветам Алексея Максимо­ вича, «обращать внимание на каждый факт и ярче показывать тех новых лю­ дей, которые, по его словам, -— д о р о ­ г о г о с т о я т...» ...Идёт первый год Великой Отече­ ственной войны. Большое ли дело в те огненные дни провести в далёком тылу сквозь снежный буран тяжеловесный по­ езд? Как будто бы и нет. Но читаешь рассказ «Метель», и волнение подни­ мается в душе: да, машинист Панкратов, сделавший это, — герой! Рассказ начинается с описания мете­ ли, которая «...не унималась целый день, другой, третий; казалось, она мог­ л а остановить всю жизнь». Впечатляющая картина многодневного бурана, задержка пассажирского поезда, атмосфера тревожно-нетерпеливого ожи­ дания на вокзале создают у читателя убеждение в том, что пробиться поезду на станцию невозможно. И вот — «в не­ верном свете двух висящих над путями фонарей проходит длинный состав с во­ инским грузом. Тормозные площадки, обращённые к паровозу, забиты снегом так, будто вагоны пробивались грудью сквозь метель и вьюгу. Там, где высту­ пают головки болтов, их облепили бе­ лые, плотные, как пуговицы, шляпки инея. Побелевшие рессоры вагонов по­ хожи на крылья» . Вслед за этим мы видим самого ма­ шиниста Панкратова, его худое, запылён­ ное углём лицо, ещё красное на скулах, но с уже побледневшими щеками, как бывает у нездоровых людей. Назойливый пассажир допытывается у машиниста, почему он провёл поезд, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2