Сибирские огни, 1954, № 6
А. ИИКУЛЬКОВ г Простота, чёткость, ясность Сибирский писатель давно знает имя Нины Александровны Емельяновой, творческая деятельность которой нача лась в Сибири почти четверть века тому назад. Первые произведения писатель ницы печатались в «Сибирских огнях». Среди драгоценного собрания писем А. М. Горького есть два письма, поме ченные 1930 годом. Они адресованы на чинающей писательнице Нине Емельяно вой, которая послала Алексею Максимо вичу свой первый рассказ и очерки «За- манщина». «Писать Вы можете хорошо, значит — и должны хорошо писать, — отвечал ей Горький. — Работайте усерд но и смело». Сборник Н. Емельяновой «Повести и рассказы» можно расценивать, как опре делённый творческий итог, как резуль тат работы писательницы над выполне нием горьковского завета. В этой книге ощущается и большой, «усердный» пи сательский труд, и смелость опытного мастера. Ясно видно, как далеко шагну ла Н. Емельянова от очерков «Заманщи- на», впервые напечатанных в 1931 году, до послевоенного рассказа «Четыре весны». Книга включает в себя произведения, написанные во время Великой Отече ственной войны и в послевоенные годы, и состоит из рассказов, повести «Хи рург» и воспоминаний о детстве, объ единённых в цикл «Родники». Знание жизни, знание разнообразных человеческих характеров отличает кни гу. Писательница с одинаково глубоким проникновением в душу человека созда ёт образы военных врачей и старика- рабочего Никиты Васильевича, колхозни ка Коробкова и ученика ремесленного училища Василька Князева, молодой ма тери Полины и советских офицеров Сер геенко и Шуренкова. Писательница убе дительно рисует обстановку военного гос питаля, тыловой быт простой советской семьи, дореволюционную фабрику, на которой происходит забастовка, работу колхозников в послевоенные годы и на пряжённый труд железнодорожников. Это богатство тем и характеров объ единено своеобразием творческой мане ры автора, его индивидуального миро ощущения. Н. Емельяновой свойствен неторопливый лирический рассказ о про стых людях, которые в своих, незначи тельных казалось бы, делах проявляют прекрасные черты стойких характеров. И эти скромные дела на фоне великих исторических свершений не только не умаляются, а, наоборот, йырастают до подвига. По поводу одной из героинь «Заман- щины» А. М. Горький писал: «Бабу — преда сельсовета, Вы тоже смазали, а баба эта — героиня наших дней и — до рогого стоит...» Это горьковское отноше ние к простым людям, к их скромным делам глубоко восприняла писательни ца. Она научилась, как сама потом гово рила, следуя заветам Алексея Максимо вича, «обращать внимание на каждый факт и ярче показывать тех новых лю дей, которые, по его словам, -— д о р о г о г о с т о я т...» ...Идёт первый год Великой Отече ственной войны. Большое ли дело в те огненные дни провести в далёком тылу сквозь снежный буран тяжеловесный по езд? Как будто бы и нет. Но читаешь рассказ «Метель», и волнение подни мается в душе: да, машинист Панкратов, сделавший это, — герой! Рассказ начинается с описания мете ли, которая «...не унималась целый день, другой, третий; казалось, она мог л а остановить всю жизнь». Впечатляющая картина многодневного бурана, задержка пассажирского поезда, атмосфера тревожно-нетерпеливого ожи дания на вокзале создают у читателя убеждение в том, что пробиться поезду на станцию невозможно. И вот — «в не верном свете двух висящих над путями фонарей проходит длинный состав с во инским грузом. Тормозные площадки, обращённые к паровозу, забиты снегом так, будто вагоны пробивались грудью сквозь метель и вьюгу. Там, где высту пают головки болтов, их облепили бе лые, плотные, как пуговицы, шляпки инея. Побелевшие рессоры вагонов по хожи на крылья» . Вслед за этим мы видим самого ма шиниста Панкратова, его худое, запылён ное углём лицо, ещё красное на скулах, но с уже побледневшими щеками, как бывает у нездоровых людей. Назойливый пассажир допытывается у машиниста, почему он провёл поезд, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2