Сибирские огни, 1954, № 6
щественной жизни при господстве пат риархально-феодальных порядков в до революционной Якутии, рассказать о благотворном влиянии русских револю ционеров на якутов, о Великой Октябрь ской социалистической революции, о первом этапе мирного периода социали стического строительства. Творчество Н. Мординова неразрывно связано с политическим, экономическим и национальным возрождением родного народа. Сила лучших его произведений в их патриотическом пафосе, в народно сти, в органической связи с националь ной поэтической традицией якутского народа, в умении, пользуясь методом социалистического реализма, правдиво отображать нашу советскую жизнь в её революционном развитии. Исторический путь якутского народа художественно обобщён в поэмах Кула- чикова-Элляя «Счастье якута» и JI. По пова «Моей республике». Для этих по этов послевоенные годы явились перио дом дальнейшего их творческого росла. .Л. Попов выпустил сборник своих стихов и поэм «От всего сердца», написал пьесу «На высоте 148», перевёл повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», Б. Поле вого «Повесть о настоящем человеке», -отдельные стихи корейских и китайских, поэтов. Плодотворно работал и Кулачи ков-Элляй, кроме поэмы «Счастье яку та», создавший ряд произведений на те мы дружбы народов, мирного созидатель ного труда, борьбы за мир во всём ми ре. За это время им выпущены на якут-, ском и русском языках несколько сбор ников. Поэма Кулачикова-Элляя «Счастье якута» повествует об исторических судь бах якутского народа. Героем поэмы яв ляется якутский народ, веками мечтав ший о счастье и при братской помощи великого русского народа боровшийся за своё освобождение от социального и национального гнёта. Светлым чув- -ством проникнута глава поэмы, описы вающая Великую Октябрьскую социали стическую революцию, жизнь якутов .в советский период, обретших счастье в великой семье народов СССР. В поэме красной нитью проходит тема любви к советской Родине, тема интернациона лизма, дружбы народов. Заметно в ней плодотворное влияние лучших традиций якутского устного творчества — олонхо, что сказывается в широте1 охвата и об общения жизненных явлений, в эпично сти стиля и образов. «Весну родной Якутии», наступившую в результате торжества ленинско-сталин ской национальной политики, славит и Леонид Попов в своей поэме «Моей республике». В ней показаны достиже ния Якутии за годы советской власти, правдиво раскрывается развитие нацио нального характера якутов — рост их по литической сознательности, социалисти ческого отношения к труду. Поэма отли чается разговорно-повествовательной ин тонацией и ритмическим разнообразием стиха. В послевоенной якутской поэзии срав нительно много места занимает показ трудовых побед советского народа. Но преобладающее большинство стихов и поэм написано н а колхозную тему, тог да как тема промышленного труда нашла очень небольшое отражение. Заслужила всеобщее признание якут ских читателей поэма С. Васильева «Ма стера земли», в которой показаны кол хозники, корчующие дремучий лес под пашни. Поэма «Мастера земли» хорошо передаёт процесс созидательного труда колхозников и показывает огромную роль в этом труде передовой сельско хозяйственной техники. С. Васильев, кроме поэмы «Мастера земли», о труде колхозников написал стихотворения «Старик Токоно» и «Старое кайло». Во всех этих произведениях поэт добил ся известного успеха потому, что взятые темы раскрывает с помощью новых по этических средств и приёмов, отказав шись от прежней неумеренной архаиза ции языка и пользования чуждыми со временности, отжившими образами ста ринного фольклора. Тема созидательного труда нашла от ражение в цикле стихов Баал Хабы- рыыеа «День трудА над Родиной встаёт,», в стихотворении Кулачикова-Элляя «Михаил Егоров», «Город на Севере», «Ветвистая пшеница», И. Чагылгана «Пятилетний план», повестях молодых писателей Софр. Данилова «Твои друзья» (о строительстве плотины), Л. Габышева «Корень счастья» (о луч ших животноводах) и пьеса В. Протодья- конова «Золотое зерно», представляющая первую попытку с помощью художествен ных средств пропагандировать идеи пере довой агробиологической науки. Новым и весьма интересным явлением в развитии послевоенной якутской лите ратуры является появление книг, расска зывающих о людях индустриального труда. Промышленность Якутии началась с зарождения алданских золотых при исков (1923— 1925 гг.). После этого уже в первой пятилетке возник ряд заводов и фабрик, а на Лене, Алдане и Колыме началась добыча каменного угля. Разви ваются, всё более оснащаясь современ ной техникой, щедро выделяемой брат скими республиками, лесная, судострои тельная, рыбная, кожевенная и другие отрасли промышленности. Ежегодно воз никают новые предприятия, крепнет ма териальная база для более интенсивного развития индустрии в республике. Тема промышленности в якутской ли тературе пока затронута лишь в немно гих произведениях: повестях Н. Якутско го «Золотой ручей» (1948), В. Крупнико- ва «Огни в тайге» (1951) и романе Ф. Таурина «К одной цели» (1950).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2