Сибирские огни, 1954, № 6
дов XX века. В образе героев романа Никиты Ляглярииа , Дмитрия Эрдэлира, Афанаса Матвеева и других писатель показал судьбу целого поколения якутов, испытавших на себе в дореволюционное время двойной гнёт — царских чинов ников и местной тойонско-кулацкой верхушки, а затем, после Великой Ок тябрьской социалистической революции, ставших строителями новой, советской жизни. В романе Н. Мординова ярко показа^ на массовая борьба якутских бедняков и батраков с тойонами-богачами. Писа тель правдиво рисует дружбу, сущест вовавшую между якутскими бедняками и политическими ссыльными, лучшими представителями демократической куль туры русского общества, тем самым исправил ошибки, допущенные им в осве'- щении взаимоотношения якутов с русски ми в ранее изданных своих повестях «Обида» (1947 г.) и «Друзья» (1948 г.), а также в первом издании «Весенней поры» (1944 г.). Критика указывала на неправильное освещение писателем взаимоотношений между якутами и русч скими («Друзья» , «Обида»), а также на то, что жизнь и борьба якутского народа в первом издании «Весенней поры» по казаны в отрыве от событий, происходив ших в России. С большой любовью рассказывает пи сатель о той помощи, которую оказыва ют местному якутскому населению рус ские ссыльные. Чувство глубокой сим патии вызывает у читателя образ рус ского революционера-коммуниста Викто ра Боброва, которому в романе отведена большая роль. Бобров оказывает бедня кам бесплатную медицинскую помощь, учит их огородничеству, разоблачает местных якутских тойонов-эксплуатато- ров, призывает бедноту бороться за свои коренные классовые интересы. Огром ную заботу проявляет русский фельд шер в создании школы в глухом якут ском наслеге. Жизненно, правдиво изображено в ро мане благотворное влияние русского на рода и после Великой Октябрьской со циалистической революции. Русские коммунисты помогают якутскому народу в его борьбе против белобандитизма и воспитывают из среды коренного населе ния национальные кадры советских ра ботников. Роман Н. Мординова «Весенняя пора» обладает крупными художественными достоинствами. Автор широко использу ет традиции великой русской литературы, в частности, традиции родоначальника социалистического реализма М. Горько го. В своём произведении Н. Мординов ставит проблему народа, его жизненную судьбу, раскрывает закономерности его исторического развития. Поэтому основ ными героями романа явились пред ставители трудового народа, которые на делены писателем сильными характера ми и показаны как творцы жизни, твор цы истории. В горьковской традиции создаёт писа тель и отрицательных персонажей — представителей эксплуататорских клас сов. Они изображены людьми без буду щего, без перспектив. Но их вырожде ние писатель видит не в биологическом законе, а в том, что они оторвались от трудовой деятельности общества, стали вести паразитическую жизнь. В своём романе Н. Мординов умело пользуется дореволюционным якутским- фольклором. Один из любимых читате лями персонажей в романе сказительни ца Дарья, носительница лучших нацио нальных традиций, владеет несметными богатствами народного творчества. Е ё сказки отличаются большой социальной заострённостью. В них проводится мысль, что нет в мире силы, которая пе реборола бы стремления, желания на родных масс добиться лучшей, счастли вой жизни. Вот почему немощный «ста новится могучим, маленький — велика ном, дурнушка — красавицей, дурак — мудрецом». Образами народных сказов писатель пользуется для сатирического изображения хищников-угнетателей. Роман Н. Мординова «Весенняя пора» связан с лучшими народными, нацио нальными традициями и в отношении широкого использования богатства род ного языка. Главная сила словесных об разов Н. Мординова состоит в широком использовании разговорно-бытовой лекси ки. Богатство, гибкость родного языка, черты живого юмора, остроумия народ ных масс писатель раскрывает в речах положительных персонажей: бабушки Дарьи, Дмитрия Эрдэлира —■дарови тых представителей своего народа. В ре чах же отрицательных персонажей — Пелагеи Сыгаевой, Фёдора Веселова и других писатель обнажает их внутрен нюю духовную опустошённость, истори ческую обречённость, оторванность от народа. Их язык по своему словарному составу беден и отражает их антинарод ный моральный облик: низость, грубость, звериную жадность, человеконенавистни чество. Большим достоинством Н. Мординова, как художника, является то, что в этом романе он создал яркие образы, сумел показать национальный характер типич ных представителей якутского народа, изменение, развитие этого характера в условиях новой советской действитель ности. Ко всему сказанному следует доба вить, как отличительные особенности художественного приёма писателя, выра зительность и красочность в описаниях природы, насыщенность романа живым юмором, образными сравнениями. Всё это делает «Весеннюю пору» произведе нием большого художественного значе ния, в котором автор сумел правдиво вскрыть существенное содержание об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2