Сибирские огни, 1954, № 6

дов XX века. В образе героев романа Никиты Ляглярииа , Дмитрия Эрдэлира, Афанаса Матвеева и других писатель показал судьбу целого поколения якутов, испытавших на себе в дореволюционное время двойной гнёт — царских чинов­ ников и местной тойонско-кулацкой верхушки, а затем, после Великой Ок­ тябрьской социалистической революции, ставших строителями новой, советской жизни. В романе Н. Мординова ярко показа^ на массовая борьба якутских бедняков и батраков с тойонами-богачами. Писа­ тель правдиво рисует дружбу, сущест­ вовавшую между якутскими бедняками и политическими ссыльными, лучшими представителями демократической куль­ туры русского общества, тем самым исправил ошибки, допущенные им в осве'- щении взаимоотношения якутов с русски­ ми в ранее изданных своих повестях «Обида» (1947 г.) и «Друзья» (1948 г.), а также в первом издании «Весенней поры» (1944 г.). Критика указывала на неправильное освещение писателем взаимоотношений между якутами и русч скими («Друзья» , «Обида»), а также на то, что жизнь и борьба якутского народа в первом издании «Весенней поры» по­ казаны в отрыве от событий, происходив­ ших в России. С большой любовью рассказывает пи­ сатель о той помощи, которую оказыва­ ют местному якутскому населению рус­ ские ссыльные. Чувство глубокой сим­ патии вызывает у читателя образ рус­ ского революционера-коммуниста Викто­ ра Боброва, которому в романе отведена большая роль. Бобров оказывает бедня­ кам бесплатную медицинскую помощь, учит их огородничеству, разоблачает местных якутских тойонов-эксплуатато- ров, призывает бедноту бороться за свои коренные классовые интересы. Огром­ ную заботу проявляет русский фельд­ шер в создании школы в глухом якут­ ском наслеге. Жизненно, правдиво изображено в ро­ мане благотворное влияние русского на­ рода и после Великой Октябрьской со­ циалистической революции. Русские коммунисты помогают якутскому народу в его борьбе против белобандитизма и воспитывают из среды коренного населе­ ния национальные кадры советских ра­ ботников. Роман Н. Мординова «Весенняя пора» обладает крупными художественными достоинствами. Автор широко использу­ ет традиции великой русской литературы, в частности, традиции родоначальника социалистического реализма М. Горько­ го. В своём произведении Н. Мординов ставит проблему народа, его жизненную судьбу, раскрывает закономерности его исторического развития. Поэтому основ­ ными героями романа явились пред­ ставители трудового народа, которые на­ делены писателем сильными характера­ ми и показаны как творцы жизни, твор­ цы истории. В горьковской традиции создаёт писа­ тель и отрицательных персонажей — представителей эксплуататорских клас­ сов. Они изображены людьми без буду­ щего, без перспектив. Но их вырожде­ ние писатель видит не в биологическом законе, а в том, что они оторвались от трудовой деятельности общества, стали вести паразитическую жизнь. В своём романе Н. Мординов умело пользуется дореволюционным якутским- фольклором. Один из любимых читате­ лями персонажей в романе сказительни­ ца Дарья, носительница лучших нацио­ нальных традиций, владеет несметными богатствами народного творчества. Е ё сказки отличаются большой социальной заострённостью. В них проводится мысль, что нет в мире силы, которая пе­ реборола бы стремления, желания на­ родных масс добиться лучшей, счастли­ вой жизни. Вот почему немощный «ста­ новится могучим, маленький — велика­ ном, дурнушка — красавицей, дурак — мудрецом». Образами народных сказов писатель пользуется для сатирического изображения хищников-угнетателей. Роман Н. Мординова «Весенняя пора» связан с лучшими народными, нацио­ нальными традициями и в отношении широкого использования богатства род­ ного языка. Главная сила словесных об­ разов Н. Мординова состоит в широком использовании разговорно-бытовой лекси­ ки. Богатство, гибкость родного языка, черты живого юмора, остроумия народ­ ных масс писатель раскрывает в речах положительных персонажей: бабушки Дарьи, Дмитрия Эрдэлира —■дарови­ тых представителей своего народа. В ре­ чах же отрицательных персонажей — Пелагеи Сыгаевой, Фёдора Веселова и других писатель обнажает их внутрен­ нюю духовную опустошённость, истори­ ческую обречённость, оторванность от народа. Их язык по своему словарному составу беден и отражает их антинарод­ ный моральный облик: низость, грубость, звериную жадность, человеконенавистни­ чество. Большим достоинством Н. Мординова, как художника, является то, что в этом романе он создал яркие образы, сумел показать национальный характер типич­ ных представителей якутского народа, изменение, развитие этого характера в условиях новой советской действитель­ ности. Ко всему сказанному следует доба­ вить, как отличительные особенности художественного приёма писателя, выра­ зительность и красочность в описаниях природы, насыщенность романа живым юмором, образными сравнениями. Всё это делает «Весеннюю пору» произведе­ нием большого художественного значе­ ния, в котором автор сумел правдиво вскрыть существенное содержание об­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2