Сибирские огни, 1954, № 6

Писатель отображает жизнь в револющн онном развитии. Он раскрывает в поло-i жительных художественных образах лю­ дей нового типа во всём великолепии их человеческого достоинства. К сожалению, в якутской драматургии не появилось таких ж е крупных произ­ ведений. Наряду с пьесами В. Прото- дьяконова «Партизан Морозов» и Н. Мор- динова «Родина», пользовавшимися в годы войны некоторым успехом, появи­ лись пьесы со значительными идейными недостатками. Драмы Д. Сивцева-Омол- лона «Айал» и Л. Попова «Великая Ту- майда» страдали надуманностью образов, искажали историческую действитель­ ность, подчёркивая лишь отрицательную сторону присоединения Якутии к Русско­ му государству. В пьесе С. Ефремова «Долг» ведущим героем оказался дезер­ тир, заслонивший собою положительные образы произведения. Серьёзным недостатком целого ряда произведений военного и первых лет послевоенного времени является отрыв формы от содержания. Многие писатели для показа современной советской дей­ ствительности некритически пользова­ лись устаревшими сюжетами и мифоло­ гическими образами старинного' якутско­ го фольклора, обильно употребляли в своих произведениях архаическую ре­ лигиозно-мистическую лексику. Так, на-i пример, поэмы Сергея Васильева «Гнев Ленского» и «Богатыри», В. Новикова- Урастырова «Война и воин» населены какими-то нереальными, фантастически­ ми образами. Герои этих поэм произно-t ся г всевозможные мифологические за­ клинания, обращённые к старинным якутским божествам и духам, или ж е со­ временные якутские бойцы в этих по­ эмах выступают в старинных доспехах, встречающихся только у богатырей якут­ ских былин. Аналогичные же недо­ статки встречаются и в отдельных про­ изведениях Тимофеева-Терёшкина («Ска­ занья о вождях») и Ефрема Сивцева- Таллан Бюрэ (поэма «Уолан Эрилик»). Авторы этих произведений для созда­ ния героических образов воинов Великой Отечественной войны обращались к да­ лёкому прошлому, а не к реальной со­ временной советской действительности; В целях показа национального, народно­ го патриотизма, некоторыми якутскими писателями, без критического подхода, были подняты в литературе образы ста­ ринных былинных богатырей, образ кре­ стьянского бунтаря-одиночки якута Ва­ силия Манчары, живущего в первой поло­ вине XIX века, образы мифологических божеств, духов, легендарных якутских тойонов — Тыгына и Омогоя, боровших­ ся против присоединения Якутии к рус­ скому государству, как об этом свиде­ тельствуют исторические предания. Стремлениями создать образы якут­ ских национальных народных героев продиктованы и пьесы Д. Сивцева-Омол- лона «Айал» и «Сайсары», JI. Попова» «Великая Тумайда», романы «Судьба» и «В тайге» Н. Якутского. Но, вопреки намерениям авторов, герои этих произ­ ведений показаны почти в отрыве от на­ родной массы, показаны героями-оди- ночками, не связанными глубокими кор­ нями с народом. Более того, эти герои тесно не соприкасаются с русским на­ родом, не испытывают благотворного влияния со стороны лучших, передовых его представителей. Если бы эти писатели следовали жиз­ ненной, исторической правде, то могли бы найти и заметить действительных на­ циональных героев из якутов, таких,, как революционер-якут Константин Не­ устроев, казнённый царскими палачами, уроженец Якутии, пламенный болыневик- Чепалов, якуты —- участники ленских со­ бытий 1912 года, популярный герой гражданской войны неграмотный якут Гаврил Егоров, многие славные сыны якутского народа — герои Великой Оте­ чественной войны и т. д. Они могли бы. в своих произведениях отразить и заме­ чательную деятельность русских людей- в Якутии. Ведь в Якутии издавна живут русские крестьянеьхлеборобы, которые- научили якутов обрабатывать землю, се­ ять хлеб, сажать овощи, внесли много нового в домашний быт якута. Побывали’ в Якутии в ссылке лучшие люди рево­ люционной России — декабристы, рабо­ чий революционер Пётр Алексеев, вели­ кий русский учёный и демократ Н. Г. Чернышевский, выдающийся писа­ тель В. Г. Короленко, революционеры- большевики, среди них Серго Орджони­ кидзе и Ем. Ярославский. Вместо того, чтобы отразить прогрес­ сивную роль этих лучших русских лю­ дей, некоторые писатели Якутии встава­ ли на путь умаления их роли, а следова­ тельно, извращали историческую правду. В устранении отмеченных выше недо­ статков и в дальнейшем развитии якут­ ской литературы в послевоенное время- огромную роль сыграли постановления Центрального Комитета партии о литера­ туре и искусстве и доклад А. А. Ждано­ ва о журналах «Звезда» и «Ленинград». Газета «Правда» в своей статье «За правильное освещение истории якутской литературы» отметила, что «после исто­ рических постановлений ЦК ВКП(б> по вопросам литературы и искусства якутская художественная литература сделала значительный шаг вперёд в своём развитии. З а последние годы созданы произведения, правдиво отражающие действительность»1. Крупным достижением якутской лите­ ратуры послевоенного времени является роман Н. Мординова «Весенняя пора» (второе издание), охватывающий значи­ тельный период жизни якутского народа, начиная от 10-х годов до начала 30-х го­ I Газета «Правда» от 10 декабря 1951 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2