Сибирские огни, 1954, № 6
Писатель отображает жизнь в револющн онном развитии. Он раскрывает в поло-i жительных художественных образах лю дей нового типа во всём великолепии их человеческого достоинства. К сожалению, в якутской драматургии не появилось таких ж е крупных произ ведений. Наряду с пьесами В. Прото- дьяконова «Партизан Морозов» и Н. Мор- динова «Родина», пользовавшимися в годы войны некоторым успехом, появи лись пьесы со значительными идейными недостатками. Драмы Д. Сивцева-Омол- лона «Айал» и Л. Попова «Великая Ту- майда» страдали надуманностью образов, искажали историческую действитель ность, подчёркивая лишь отрицательную сторону присоединения Якутии к Русско му государству. В пьесе С. Ефремова «Долг» ведущим героем оказался дезер тир, заслонивший собою положительные образы произведения. Серьёзным недостатком целого ряда произведений военного и первых лет послевоенного времени является отрыв формы от содержания. Многие писатели для показа современной советской дей ствительности некритически пользова лись устаревшими сюжетами и мифоло гическими образами старинного' якутско го фольклора, обильно употребляли в своих произведениях архаическую ре лигиозно-мистическую лексику. Так, на-i пример, поэмы Сергея Васильева «Гнев Ленского» и «Богатыри», В. Новикова- Урастырова «Война и воин» населены какими-то нереальными, фантастически ми образами. Герои этих поэм произно-t ся г всевозможные мифологические за клинания, обращённые к старинным якутским божествам и духам, или ж е со временные якутские бойцы в этих по эмах выступают в старинных доспехах, встречающихся только у богатырей якут ских былин. Аналогичные же недо статки встречаются и в отдельных про изведениях Тимофеева-Терёшкина («Ска занья о вождях») и Ефрема Сивцева- Таллан Бюрэ (поэма «Уолан Эрилик»). Авторы этих произведений для созда ния героических образов воинов Великой Отечественной войны обращались к да лёкому прошлому, а не к реальной со временной советской действительности; В целях показа национального, народно го патриотизма, некоторыми якутскими писателями, без критического подхода, были подняты в литературе образы ста ринных былинных богатырей, образ кре стьянского бунтаря-одиночки якута Ва силия Манчары, живущего в первой поло вине XIX века, образы мифологических божеств, духов, легендарных якутских тойонов — Тыгына и Омогоя, боровших ся против присоединения Якутии к рус скому государству, как об этом свиде тельствуют исторические предания. Стремлениями создать образы якут ских национальных народных героев продиктованы и пьесы Д. Сивцева-Омол- лона «Айал» и «Сайсары», JI. Попова» «Великая Тумайда», романы «Судьба» и «В тайге» Н. Якутского. Но, вопреки намерениям авторов, герои этих произ ведений показаны почти в отрыве от на родной массы, показаны героями-оди- ночками, не связанными глубокими кор нями с народом. Более того, эти герои тесно не соприкасаются с русским на родом, не испытывают благотворного влияния со стороны лучших, передовых его представителей. Если бы эти писатели следовали жиз ненной, исторической правде, то могли бы найти и заметить действительных на циональных героев из якутов, таких,, как революционер-якут Константин Не устроев, казнённый царскими палачами, уроженец Якутии, пламенный болыневик- Чепалов, якуты —- участники ленских со бытий 1912 года, популярный герой гражданской войны неграмотный якут Гаврил Егоров, многие славные сыны якутского народа — герои Великой Оте чественной войны и т. д. Они могли бы. в своих произведениях отразить и заме чательную деятельность русских людей- в Якутии. Ведь в Якутии издавна живут русские крестьянеьхлеборобы, которые- научили якутов обрабатывать землю, се ять хлеб, сажать овощи, внесли много нового в домашний быт якута. Побывали’ в Якутии в ссылке лучшие люди рево люционной России — декабристы, рабо чий революционер Пётр Алексеев, вели кий русский учёный и демократ Н. Г. Чернышевский, выдающийся писа тель В. Г. Короленко, революционеры- большевики, среди них Серго Орджони кидзе и Ем. Ярославский. Вместо того, чтобы отразить прогрес сивную роль этих лучших русских лю дей, некоторые писатели Якутии встава ли на путь умаления их роли, а следова тельно, извращали историческую правду. В устранении отмеченных выше недо статков и в дальнейшем развитии якут ской литературы в послевоенное время- огромную роль сыграли постановления Центрального Комитета партии о литера туре и искусстве и доклад А. А. Ждано ва о журналах «Звезда» и «Ленинград». Газета «Правда» в своей статье «За правильное освещение истории якутской литературы» отметила, что «после исто рических постановлений ЦК ВКП(б> по вопросам литературы и искусства якутская художественная литература сделала значительный шаг вперёд в своём развитии. З а последние годы созданы произведения, правдиво отражающие действительность»1. Крупным достижением якутской лите ратуры послевоенного времени является роман Н. Мординова «Весенняя пора» (второе издание), охватывающий значи тельный период жизни якутского народа, начиная от 10-х годов до начала 30-х го I Газета «Правда» от 10 декабря 1951 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2