Сибирские огни, 1954, № 6

ет он ради спасения своего отряда, ради торжества победы. В романе показываются примеры геро­ изма и самоотверженности молодых со­ ветских патриотов. Они вместе со всей остальной партизанской массой борются з а счастливую жизнь, за родную совет­ скую власть, не боясь жестокости пы­ ток белобандитов, не страшась ни холо­ да ,. ни голода. Писатель показывает огромные трудности походной жизни, ко­ торые приходилось выдерживать крас­ ным партизанам в этой борьбе: «удушаю­ щ ая жара, тучи комаров, голод и жажда, которые было некогда утолить, суточный ■беспрерывный марш по глухому трак­ ту — всё это переносилось, как привыч­ ное, с беспримерным терпением... Изно­ сившаяся одежда, разбитая обувь. Мно­ гие партизаны-якуты, за отсутствием ремней, подвязывали ружья волосяными верёвками. Скрывая истлевшие рубахи, некоторые шли в совершенно облезлых дохах. Фуражек не было почти ни у ко­ го. Одни обливались потом в меховых шапках, другие шли с непокрытыми го­ ловами, несмотря на страшный солнце­ пёк». Автор реалистически раскрывает ог­ ромную роль народных масс в революци­ онной борьбе. Народная масса показана как основная движущая сила революции. Наряду с этим Эристин правдиво вскры­ вает и те социально-экономические при­ чины, которые привели в её ряды крас­ ных партизан. Это —- гнёт, нищета, го­ лод. Работая на богачей, люди труда умирали от голода при избытке продук­ тов, создаваемых их руками. Чтобы яр­ че отразить ЭТО', Эристин рисует потря­ сающий пример гибели людей от голода. Вот Туляй — батрак богача Остроева. Старый батрак «умер, положив голову на ступень амбара, как на подушку. А в амбаре было триста пудов хлеба, со­ бранного Остроевым за долги». Именно эти якутские батраки в дни Великой Октябрьской социалистической революции, не колеблясь, шли за боль­ шевиками, а в период гражданской войны — пополняли ряды красных пар­ тизан. Исторически правдиво показано в ро­ мане то, что в борьбе против тойонов и кулаков, в борьбе за всенародное дело, •социалистической революции якутские трудящиеся постоянно ощущали брат­ скую помощь со стороны великого ^рус­ ского народа. Только благодаря этой по­ мощи и братскому боевому союзу якут­ ского и русского народов удалось раз­ громить контрреволюцию в Якутии. В помощь марыкчанцам прибывает пет­ роградский полк под командованием Ата- малова-Ка тунского. В романе хорошо показана тема неру­ шимой дружбы наших народов. Якутские ■красные партизаны во всех походах дей­ ствуют совместно с представителями мно­ гих национальностей. Тут участвуют яку­ ты, русские, украинцы, татары, грузи­ ны, корейцы. ' Эристин разоблачает идеологию бур­ жуазных националистов. Он исторически верно показывает в романе, что в граж­ данской войне якутская буржуазно-на­ ционалистическая интеллигенция нахо­ дилась в лагере контрреволюции. Не случайно главарями бандитской шай­ ки изображены националисты — интел- лигенты Согуйский и Абыланов. Страстными словами молодого патриот та Коли Манасова писатель разоблачал буржуазных националистов, отрицавших благотворную роль великого русского народа в историческом развитии якут­ ского народа. В столкновении с князем Чыманом Коля говорит: «Б ез России нам не жить ни сейчас, ни потом. Россия великое го­ сударство, она способна защищать и се­ бя, и народы севера, и народы юга... В такой войне (речь идёт о гражданской войне) мы, молодые якуты, пойдём за русскими. Ленин и Сталин, наши вожди, учат, что освободительная война советских народов — война справедли­ вая. Мы хотим полного освобождения России и Якутии, и пока во Владивосто­ ке японцы, а у нас, в Заполярье, банди­ ты, — мы будем воевать». Буржуазные националисты и тойоны в этот период искали себе союзников в лице японо-американских капиталистов. Писатель Эристин подвергает их беспо­ щадной критике. Роман «Молодёжь Марыкчана» завер ­ шается изображением радостного победо­ носного наступления красных войск по всему району и полным освобождением Марыкчана от белобандитов. В последние годы творчество Эристи- на развивалось под непосредственным и заметным воздействием А. Фадеева и Н. Островского. Главный герой перво­ го якутского романа «Молодёжь Марык­ чана» Коля Манасов проходит ту же су­ ровую школу, что и Павел Корчагин. Образы, в которых раскрыта руководя­ щая роль Коммунистической партии, показано перевоспитание масс в услови­ ях гражданской войны в Якутии, напо­ минают героев фадеевского «Разгрома». Эрилик Эристин является настоящим народным писателем. Его творчество основывалось на глубоком знании дей­ ствительности. И художественная форма его произведений тоже шла от жизни. Он не имел пристрастия к голой ритори­ ке, к словесной фальши, не пользовался туманными эпитетами, надуманными, н е ­ жизненными сравнениями. Читая произ­ ведения Эристина, мы ощущаем в них всё те же основные свойства, которые присущи живому языку народа: богат­ ство словаря, естественное звучание ре­ чи персонажей, интонационное разнооб­ разие, ясность и выразительность речи. Творчество Эристина развивалось по пути социалистического реализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2