Сибирские огни, 1954, № 6
ет он ради спасения своего отряда, ради торжества победы. В романе показываются примеры геро изма и самоотверженности молодых со ветских патриотов. Они вместе со всей остальной партизанской массой борются з а счастливую жизнь, за родную совет скую власть, не боясь жестокости пы ток белобандитов, не страшась ни холо да ,. ни голода. Писатель показывает огромные трудности походной жизни, ко торые приходилось выдерживать крас ным партизанам в этой борьбе: «удушаю щ ая жара, тучи комаров, голод и жажда, которые было некогда утолить, суточный ■беспрерывный марш по глухому трак ту — всё это переносилось, как привыч ное, с беспримерным терпением... Изно сившаяся одежда, разбитая обувь. Мно гие партизаны-якуты, за отсутствием ремней, подвязывали ружья волосяными верёвками. Скрывая истлевшие рубахи, некоторые шли в совершенно облезлых дохах. Фуражек не было почти ни у ко го. Одни обливались потом в меховых шапках, другие шли с непокрытыми го ловами, несмотря на страшный солнце пёк». Автор реалистически раскрывает ог ромную роль народных масс в революци онной борьбе. Народная масса показана как основная движущая сила революции. Наряду с этим Эристин правдиво вскры вает и те социально-экономические при чины, которые привели в её ряды крас ных партизан. Это —- гнёт, нищета, го лод. Работая на богачей, люди труда умирали от голода при избытке продук тов, создаваемых их руками. Чтобы яр че отразить ЭТО', Эристин рисует потря сающий пример гибели людей от голода. Вот Туляй — батрак богача Остроева. Старый батрак «умер, положив голову на ступень амбара, как на подушку. А в амбаре было триста пудов хлеба, со бранного Остроевым за долги». Именно эти якутские батраки в дни Великой Октябрьской социалистической революции, не колеблясь, шли за боль шевиками, а в период гражданской войны — пополняли ряды красных пар тизан. Исторически правдиво показано в ро мане то, что в борьбе против тойонов и кулаков, в борьбе за всенародное дело, •социалистической революции якутские трудящиеся постоянно ощущали брат скую помощь со стороны великого ^рус ского народа. Только благодаря этой по мощи и братскому боевому союзу якут ского и русского народов удалось раз громить контрреволюцию в Якутии. В помощь марыкчанцам прибывает пет роградский полк под командованием Ата- малова-Ка тунского. В романе хорошо показана тема неру шимой дружбы наших народов. Якутские ■красные партизаны во всех походах дей ствуют совместно с представителями мно гих национальностей. Тут участвуют яку ты, русские, украинцы, татары, грузи ны, корейцы. ' Эристин разоблачает идеологию бур жуазных националистов. Он исторически верно показывает в романе, что в граж данской войне якутская буржуазно-на ционалистическая интеллигенция нахо дилась в лагере контрреволюции. Не случайно главарями бандитской шай ки изображены националисты — интел- лигенты Согуйский и Абыланов. Страстными словами молодого патриот та Коли Манасова писатель разоблачал буржуазных националистов, отрицавших благотворную роль великого русского народа в историческом развитии якут ского народа. В столкновении с князем Чыманом Коля говорит: «Б ез России нам не жить ни сейчас, ни потом. Россия великое го сударство, она способна защищать и се бя, и народы севера, и народы юга... В такой войне (речь идёт о гражданской войне) мы, молодые якуты, пойдём за русскими. Ленин и Сталин, наши вожди, учат, что освободительная война советских народов — война справедли вая. Мы хотим полного освобождения России и Якутии, и пока во Владивосто ке японцы, а у нас, в Заполярье, банди ты, — мы будем воевать». Буржуазные националисты и тойоны в этот период искали себе союзников в лице японо-американских капиталистов. Писатель Эристин подвергает их беспо щадной критике. Роман «Молодёжь Марыкчана» завер шается изображением радостного победо носного наступления красных войск по всему району и полным освобождением Марыкчана от белобандитов. В последние годы творчество Эристи- на развивалось под непосредственным и заметным воздействием А. Фадеева и Н. Островского. Главный герой перво го якутского романа «Молодёжь Марык чана» Коля Манасов проходит ту же су ровую школу, что и Павел Корчагин. Образы, в которых раскрыта руководя щая роль Коммунистической партии, показано перевоспитание масс в услови ях гражданской войны в Якутии, напо минают героев фадеевского «Разгрома». Эрилик Эристин является настоящим народным писателем. Его творчество основывалось на глубоком знании дей ствительности. И художественная форма его произведений тоже шла от жизни. Он не имел пристрастия к голой ритори ке, к словесной фальши, не пользовался туманными эпитетами, надуманными, н е жизненными сравнениями. Читая произ ведения Эристина, мы ощущаем в них всё те же основные свойства, которые присущи живому языку народа: богат ство словаря, естественное звучание ре чи персонажей, интонационное разнооб разие, ясность и выразительность речи. Творчество Эристина развивалось по пути социалистического реализма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2