Сибирские огни, 1954, № 6
с© подвергают девушку нечеловеческим пыткам, но добиться ничего н© могут. Отважная патриотка заявляет, что она лучше расстанется с жизнью, но не ста 1 нет предательницей Родины. В образе этой юной патриотки, напо минающей образ Зои Космодемьянской, Новиков-Урастыров раскрывает гордый, непокорный дух советского народа, его патриотизм, его высокую политическую сознательность. Бессмертным подвигам двадцати вось ми гвардейцев-панфиловцев посвятил своё стихотворение «28» Баал Хабырыс (род. в 1918 г.). Перу Баал Хабырыса принадлежат и такие популярные стихи, » как «Три песни», «Иди смелее в жаркий бой», обращённые к якутским воинам. Всесокрушающую силу советской во енной техники и героические подвиги солдат воспели в ряде своих произведет ний поэты А. Абагинский («Песня Хин- ганской дивизии»), И. Эртюков («Катю ша», «Партбилет», «Альпы»), Джон Джангды («Поход», «Тяжело ранен ный»), Л. Попов («Где ты, воин») и др. В якутской поэзии военного времени, кроме показа героических подвигов на фронте, большое количество стихов было посвящено темам тыла, в которых раскрывались чувства патриотизма со ветских людей, активно помогающих де-' лу обороны страны. А. Бэрияк в стихо творении «Подарок», Новиков-Урастыров в стихотворении «К сбору тёплой одеж ды» показывают материальную помощь населения Якутии фронту. Общность интересов фронта и тыла особенно хорошо передана в стихах Тимофеева-Терёшкина «Пастух Андрей, оленевод с Индигирки», «Огородница Дарья», ’«Иван — железная рука». Тема тыла нашла отражение и в от дельных стихах Кулачикова-Элляя («Аку- лина», «Песня труда» и т. п.), Сем. Д а нилова («На песках»), Л. Попова. Идея страстного утверждения социа листического строя и показ героизма якутского народа при защит© Советской Родины нашли отражение в романе Эри- лика Эристина «Молодёжь Марыкчана» (1942 г.), повести Н. Якутского «В огне и буре» и повести Дм. Таас (1914— 1951 гг.) — трёх произведениях, изобра жающих гражданскую войну в Якутии. Каждый из писателей, обращаясь к не давнему революционному прошлому, ставил задачей показать героические тра диции своего народа, ибо события граж-i данской войны имели непосредственную живую связь о героикой Великой Отече ственной войны. Из этих произведений наибольшую по пулярность приобрёл роман Эристина «Молодёжь Марыкчана». В период Ве ликой Отечественной войны волнующие образы этого романа снова ожили и приобрели огромное воспитательное значение, вызывая в читателях отремлег ние подражать им. В романе «Молодёжь Марыкчана», охватывающем период гражданской вой ны с 1918 по 1922 год, Эристин изо бражает героическую борьбу якутского1 народа против колчаковцев и белобан- дитов. В этом романе писатель отобразил1 существенные стороны социалисти ческой революции в Якутии, её движу щие силы. Центральное место в романе занимают образы большевиков. Они показаны, как сила, направляющая борьбу народ ных масс и духовно воспитывающая но вых советских людей. Они воспитывают массу не только путём обучения, но- и личными примерами мужества и дис циплинированности. Благодаря их пра вильному руководству беднейшее населе ние якутского улуса поддерживало пар тизан: «Бедняк делился с партизанами чем мог... Если не каждый обездоленный якут решался вступить в отряд, то каж дый втайне сочувствовал». Выразительно обрисованы в романе образы революционной якутской молодё жи, выращенной русским большевиком учителем Чинариным. Из среды этой мо лодёжи особое внимание читателей при влекает образ комсомольца Коли Мана- сова — одного из главных героев романа. Коля Манасов — сын бедного ямщика. Суровая жизнь научила его ненавидеть богачей. Когда свергли царскую власть, он ходил радостным, посещал народные? собрания, слушал выступления предста вителей всех партий, ждал чего-то ново го. Но при эсеро-меныневистских прави телях это новое не приходило. В жизни- бедняков ничего не изменилось. Богачи попрежнему продолжали угнетать и экс плуатировать их. Видя всё это, Коля перестал считать эсеров и меньшевиков- революционерами. Только учитель Чинарин помогает Ма- насову разобраться в обстановке. В ус ловиях ожесточённой борьбы якутского народа против белобандитов комсомо лец Коля Манасов ведёт себя как под линный герой. «— Ты можешь рассчитывать на моё' сочувствие и помощь. Покажи себя истым якутом... Расскажи мне правдиво: каков состав красного отряда?» — спро сил его белогвардейский офицер Согуй- ский на допросе. «— Тойон Согуйский, я истый якут, но раньше всего я истый комсомолец, большевик. А вы уж е знаете, что зна чит уговаривать большевика», — ответил Коля. «— Скажи: сколько приблизительно человек в вашем отряде?» — спрашивает тойон. «— Ровно столько, чтобы завтра раз громить твою шайку». Давая такие ответы врагу, Коля Мана сов в то же время хорошо знал, что после них последуют жестокие избиения, а может быть и смерть. Но так поступа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2