Сибирские огни, 1954, № 6

с© подвергают девушку нечеловеческим пыткам, но добиться ничего н© могут. Отважная патриотка заявляет, что она лучше расстанется с жизнью, но не ста 1 нет предательницей Родины. В образе этой юной патриотки, напо­ минающей образ Зои Космодемьянской, Новиков-Урастыров раскрывает гордый, непокорный дух советского народа, его патриотизм, его высокую политическую сознательность. Бессмертным подвигам двадцати вось­ ми гвардейцев-панфиловцев посвятил своё стихотворение «28» Баал Хабырыс (род. в 1918 г.). Перу Баал Хабырыса принадлежат и такие популярные стихи, » как «Три песни», «Иди смелее в жаркий бой», обращённые к якутским воинам. Всесокрушающую силу советской во­ енной техники и героические подвиги солдат воспели в ряде своих произведет ний поэты А. Абагинский («Песня Хин- ганской дивизии»), И. Эртюков («Катю­ ша», «Партбилет», «Альпы»), Джон Джангды («Поход», «Тяжело ранен­ ный»), Л. Попов («Где ты, воин») и др. В якутской поэзии военного времени, кроме показа героических подвигов на фронте, большое количество стихов было посвящено темам тыла, в которых раскрывались чувства патриотизма со­ ветских людей, активно помогающих де-' лу обороны страны. А. Бэрияк в стихо­ творении «Подарок», Новиков-Урастыров в стихотворении «К сбору тёплой одеж­ ды» показывают материальную помощь населения Якутии фронту. Общность интересов фронта и тыла особенно хорошо передана в стихах Тимофеева-Терёшкина «Пастух Андрей, оленевод с Индигирки», «Огородница Дарья», ’«Иван — железная рука». Тема тыла нашла отражение и в от­ дельных стихах Кулачикова-Элляя («Аку- лина», «Песня труда» и т. п.), Сем. Д а­ нилова («На песках»), Л. Попова. Идея страстного утверждения социа­ листического строя и показ героизма якутского народа при защит© Советской Родины нашли отражение в романе Эри- лика Эристина «Молодёжь Марыкчана» (1942 г.), повести Н. Якутского «В огне и буре» и повести Дм. Таас (1914— 1951 гг.) — трёх произведениях, изобра­ жающих гражданскую войну в Якутии. Каждый из писателей, обращаясь к не­ давнему революционному прошлому, ставил задачей показать героические тра­ диции своего народа, ибо события граж-i данской войны имели непосредственную живую связь о героикой Великой Отече­ ственной войны. Из этих произведений наибольшую по­ пулярность приобрёл роман Эристина «Молодёжь Марыкчана». В период Ве­ ликой Отечественной войны волнующие образы этого романа снова ожили и приобрели огромное воспитательное значение, вызывая в читателях отремлег ние подражать им. В романе «Молодёжь Марыкчана», охватывающем период гражданской вой­ ны с 1918 по 1922 год, Эристин изо­ бражает героическую борьбу якутского1 народа против колчаковцев и белобан- дитов. В этом романе писатель отобразил1 существенные стороны социалисти­ ческой революции в Якутии, её движу­ щие силы. Центральное место в романе занимают образы большевиков. Они показаны, как сила, направляющая борьбу народ­ ных масс и духовно воспитывающая но­ вых советских людей. Они воспитывают массу не только путём обучения, но- и личными примерами мужества и дис­ циплинированности. Благодаря их пра­ вильному руководству беднейшее населе­ ние якутского улуса поддерживало пар­ тизан: «Бедняк делился с партизанами чем мог... Если не каждый обездоленный якут решался вступить в отряд, то каж ­ дый втайне сочувствовал». Выразительно обрисованы в романе образы революционной якутской молодё­ жи, выращенной русским большевиком учителем Чинариным. Из среды этой мо­ лодёжи особое внимание читателей при­ влекает образ комсомольца Коли Мана- сова — одного из главных героев романа. Коля Манасов — сын бедного ямщика. Суровая жизнь научила его ненавидеть богачей. Когда свергли царскую власть, он ходил радостным, посещал народные? собрания, слушал выступления предста­ вителей всех партий, ждал чего-то ново­ го. Но при эсеро-меныневистских прави­ телях это новое не приходило. В жизни- бедняков ничего не изменилось. Богачи попрежнему продолжали угнетать и экс­ плуатировать их. Видя всё это, Коля перестал считать эсеров и меньшевиков- революционерами. Только учитель Чинарин помогает Ма- насову разобраться в обстановке. В ус­ ловиях ожесточённой борьбы якутского народа против белобандитов комсомо­ лец Коля Манасов ведёт себя как под­ линный герой. «— Ты можешь рассчитывать на моё' сочувствие и помощь. Покажи себя истым якутом... Расскажи мне правдиво: каков состав красного отряда?» — спро­ сил его белогвардейский офицер Согуй- ский на допросе. «— Тойон Согуйский, я истый якут, но раньше всего я истый комсомолец, большевик. А вы уж е знаете, что зна­ чит уговаривать большевика», — ответил Коля. «— Скажи: сколько приблизительно человек в вашем отряде?» — спрашивает тойон. «— Ровно столько, чтобы завтра раз­ громить твою шайку». Давая такие ответы врагу, Коля Мана­ сов в то же время хорошо знал, что после них последуют жестокие избиения, а может быть и смерть. Но так поступа­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2