Сибирские огни, 1954, № 6
Алексея Б эрияка (род. в 1912 г.) «Кре стьянин», ряд фельетонов и сатирических стихотворений Эрилика Эристина, Кула- чикова-Элляя, бичующих и срывающих маски с классовых врагов. Если в поэме В. Новикова-Урастырова «Коммунист Се* мён» и других произведениях изобража лась открытая борьба кулачества против коллективизации, то в пьес© Н. Морди- нова «Р азрыв паутины» показано дей ствие кулаков «тихой сапой», их попыт ки разложить колхозы изнутри. Все эти произведения служили делу мобилизации бедняцко-середняцких масс вокруг вопросов коллективизации. Не сколько особняком стоит пьеса Н. Тобу- лахова «Селькор Семён», схематично, по верхностно показывающая жизнь кол лективизирующейся якутской деревни. Большим достижением якутской лите ратуры этого периода является появле ние крупных прозаических произведений, рисующих героику гражданской войны. Здесь мы имеем в виду повести талант ливого прозаика Эрилика Эристина: «Волнение», «Сыны революции», «Ис полнение завещания» . Эрилик Эристин в этих произведениях картины граждан ской войны показал не только на мате риале Якутии (повесть «Исполнение з а вещания»), но и Бурят-Монголии, и Ка захстана (повести «Волнение» и «Сыны революции»). В повестях Эристина хоро шо отражены мотивы великой дружбы народов. В области развития крупных прозаи ческих произведений Эрилик Эристин в родной литературе н е имел предшест венников. Его повести возникли под бла готворным влиянием русской советской литературы. В 19 3 6— 1938 годах Эрилик Эристин пишет большую повесть «Исполнение завещания» . Это одно из первых произ ведений якутской советской литературы, в котором отражена проблема рождения нового советского человека. Основная тема — показ пути креотья- нина-середняка к советской власти. Главный герой Сонливый Иван — ма ломощный середняк. Это человек тём ный, забитый, подверженный всевозмож ным суевериям и предрассудкам. Он за нят лишь своей судьбой, своей семьёй, а всё, что происходит вокруг, его не ин тересует. Поэтому и прозвище «Сонли вый». В. И. Ленин указывал , что в мелком хозяйчике сидят две души: пролетарская и «хозяйская». Художник Эристин пока зывает эту двойственную природу серед няка Сонливого, в котором живут вместе труженик и частный собственник. Как крестьянин-труженик, он ненави дел эксплуататоров и в то ж е время, как частный собственник, боялся всякой перемены в жизни. Эта боязнь заставля е т его не воспользоваться даже теми ■благами, которые предоставляла совет ск а я власть беднякам и маломощным се реднякам. Он не верит в прочность жиз ни. Он боится, что жизнь опять может «перевернуться», боится оторваться от своего урочища, потерять его. Писатель показывает, как под влияни ем развернувшихся политических собы тий и близкого общения с ревкомовцем Гаврилом изменяется сознание Сонливо го, познавшего, наконец, правоту боль шевистских идей. Против советской власти феодалы и ку лаки поднимают восстание, возглавляе мое бывшим улусным головой Додоро- вым. По нелепому доносу вместе с предсе дателем Гаврилом белобандиты аресто вывают и Сонливого. Дни, проведённые в. плену у бандитов, тесно© общение с большевиком Гаври лом, его героическая смерть и издева тельство кулаков над невинными людь ми заставляют Сонливого понять, в чьих интересах поднято восстание. Он понял, что единственным спасением для бедня ков и середняков является советская власть, что не может быть счастья для них, пока существуют и блаженствуют богачи Додоровы. В образе Сонливого писатель рисует коренные изменения, происшедшие в со знании якутского крестьянина. Прежний закосневший в предрассудках неграмот ный якут превратился в человека-борца, носителя коммунистических идеалов, творца новой ж и зн и / Он исполнил заве щание большевика Гаврила — создал в наслеге колхоз. Отныне его перестали называть презрительным именем «Сон ливый». Прочно закрепилось за ним на стоящее имя — Иван Дмитриевич Хото- горов. В своей новой повести Эристин талантливо показал начинающийся про цесс пробуждения народных масс Яку тии к активной сознательной жизни. И в этом её огромное значение для развития якутской советской литера туры. В этот период гражданская война Якутии получила отражение и в целом ряде других произведений, например, в поэме Кулачикова-Элляя «В годы бу ри и натиска», пьесе С. Ефремова «Братья» . В поэме «В годы бури и натиска» Кулачиков-Элляй воспевает боевые под виги якутского комсомола в граждан ской войне. Поэт говорит, что героиче ские традиции воинов гражданской вой ны продолжают в мирное время их дети — новое, второе поколение совет ских якутов. Пусть ваших глаз янтари, Скрытые плёнками век, В небе грядущей зари Звёздами станут навек. Битвы, где вы, как- один. Встретили смертный час, Будут на много годин Напоминанием для нас! (Перевод С. Б о л о т и н а ) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2