Сибирские огни, 1954, № 6

ведения буржуазных националистов Софронова, Неустроева, Кулаковского и других. Молодые советские писатели-коммуни- сты А. Иванов-Кюндэ, Кулачиков-Элляй, Эрилик Эристин, под руководством якут­ ской областной партийной организации, вели неустанную борьбу с «саха-омуков- скими» лидерами. В окончательном идейном разгроме буржуазно-национали­ стической диверсии в якутской литерату- ре огромное значение имело своевремен­ ное выступление журнала «Коммунисти­ ческая революция» (№• 6, 1927 г.) со статьёй «О борьбе с националистиче­ ской идеологией», разоблачавшей враж­ дебную позицию журнала «Чолбон». В результате идейного разгрома бур­ жуазно-националистического общества «Саха-омук» и его журнала «Чолбон» была создана широкая возможность для дальнейшего свободного развития моло­ дой якутской советской литературы. Среди лучших представителей этой лите­ ратуры следует назвать имя П. Черных- Якутского. В эти годы он печатает свою повесть «В тайге», в которой писатель одним из первых в якутской литературе отобразил положительное влияние рус- ских революционеров на якутский народ. Герой повести якут-бедняк Василий под влиянием проживавшего в его доме по­ литического ссыльного Воротова всту-i пает на революционный путь, становясь впоследствии активным участником Ок­ тябрьской социалистической революции. Главной темой многих произведений П. Черных-Якутского являлась тема про­ летарской революции. В стихах «Крас­ ный Октябрь», «Интеллигенции», «Крас­ ный буревестник», «Якутской молодёжи» и других поэт, пламенно приветствуя Октябрьскую социалистическую револю­ цию, призывает все слои населения итти рука об руку с революционным народом. П. Черных-Якутский правильно понял движущие силы пролетарской револю­ ции. В его изображении основным геро­ ем революции является рабочий класс (стихотворения «Русский рабочий», «На­ борщик»), Многие стихи поэта в период гражданской войны стали любимыми песнями красных партизан и имели боль­ шое агитационное значение. П. Черных- Якутский умер в 1933 году, не завершив свою большую историческую поэму «Родная Якутия». Теме революции и гражданской войны был посвящён ряд произведений якут­ ских писателей. Кулачиков-Элляй (род. в 1904 г.) — один из наиболее из­ вестных поэтов Якутии, ранние стихи которого перекликались с комсомольской поэзией А. Жарова и А. Безыменского,, создаёт замечательные, темпераментные стихотворения «Перед дулом винтовки» и «На смерть большевика Василия» о бесстрашных коммунистах-ревкомов- цах, погибающих от руки белобандитов. Многие стихи Кулачикова-Элляя, напи­ санные на темы гражданской войны и революции, становились популярными песнями трудящихся. Им были в эти го­ ды переведены «Молодая гвардия» Бе­ зыменского, «Проводы» Д. Бедного. Стихи Кулачикова-Элляя тех лет были собраны и изданы в его первом сборни­ ке «В дни цветущей молодости» (1929). Реалистический образ якута-ревкомов- ца рисуется и в рассказе Д. Сивцева- Омоллона (род. в 1906 г.) «Афанас». Афанас, выдвинутый беднотой на пост предревкома, расстрелян белобандитами по доносу кулака. Автор рисует бесчело­ вечную жестокость белобандитов, сделав­ ших сиротами троих малолетних детей Афанаса. Тематика гражданской войны получи­ ла отражение также в рассказах Эрили- ка Эристина (1892— 1942) «На волоске от смерти» и Н. Мординова (род. в 1906 г.) «Прошло время нас обманы­ вать». В первом из них выведен образ самоотверженной якутки, борющейся с оружием в руках с врагами советской власти, а во втором — показывается враждебное отношение мирного якутско­ го населения к белобандитизму. Попытка показать на сцене театра об­ разы коммунистов и комсомольцев, ак­ тивных участников борьбы за советскую власть, сделана в пьесе одного из пер­ вых якутских драматургов Иванова- Кюндэ (1898— 1934) «Те годы». В дру­ гой пьесе — «Лёня» —- Иванов-Кюндэ, рисуя белобандитизм в Якутии, убеди­ тельно раскрывает предательство якут­ ской национальной буржуазии, пытав­ шейся найти поддержку у японских и американских интервентов. В этой пьесе впервые в якутской литературе показан распад буржуазной семьи. Сын богача Лёня, выросший под влиянием револю­ ционера, покидает дом родителей и при­ мыкает к красным партизанам. Несмотря на серьёзные драматургические недо­ статки, эти пьесы способствовали росту самосознания якутского народа. А. Иванов-Кюндэ был не только дра­ матургом, но и поэтом и прозаиком. В 1926 году он издал сборник стихов «Алое зарево». В ряде стихов этого сбор­ ника («Грядущее», «Новая вера» , «Сила разума») он воспевает коллективизацию и грядущую жизнь коммунистического общества. В лучших рассказах Иванова- Кюндэ рисуются произвол и засилие ку­ лачества («Семья Доромона», «Картёж­ ники»), разоблачаются суеверные пред­ ставления («Зловредная лягушка»). Критика пережитков прошлого много места занимает в произведениях Н. Мор­ динова и С. Саввина. Первым якутским баснописцем-сатириком был поэт С. Сав­ вин (род. в 1906 г.). В своих произведе­ ниях он подвергал уничтожающему сати­ рическому высмеиванию спекулянтов и кулаков («На голове соболиная шапка* а на ногах грязь» , «Агенты», «Обзаве­ лись котлом» и др.). Мастерству сатирика

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2