Сибирские огни, 1954, № 6
ведения буржуазных националистов Софронова, Неустроева, Кулаковского и других. Молодые советские писатели-коммуни- сты А. Иванов-Кюндэ, Кулачиков-Элляй, Эрилик Эристин, под руководством якут ской областной партийной организации, вели неустанную борьбу с «саха-омуков- скими» лидерами. В окончательном идейном разгроме буржуазно-национали стической диверсии в якутской литерату- ре огромное значение имело своевремен ное выступление журнала «Коммунисти ческая революция» (№• 6, 1927 г.) со статьёй «О борьбе с националистиче ской идеологией», разоблачавшей враж дебную позицию журнала «Чолбон». В результате идейного разгрома бур жуазно-националистического общества «Саха-омук» и его журнала «Чолбон» была создана широкая возможность для дальнейшего свободного развития моло дой якутской советской литературы. Среди лучших представителей этой лите ратуры следует назвать имя П. Черных- Якутского. В эти годы он печатает свою повесть «В тайге», в которой писатель одним из первых в якутской литературе отобразил положительное влияние рус- ских революционеров на якутский народ. Герой повести якут-бедняк Василий под влиянием проживавшего в его доме по литического ссыльного Воротова всту-i пает на революционный путь, становясь впоследствии активным участником Ок тябрьской социалистической революции. Главной темой многих произведений П. Черных-Якутского являлась тема про летарской революции. В стихах «Крас ный Октябрь», «Интеллигенции», «Крас ный буревестник», «Якутской молодёжи» и других поэт, пламенно приветствуя Октябрьскую социалистическую револю цию, призывает все слои населения итти рука об руку с революционным народом. П. Черных-Якутский правильно понял движущие силы пролетарской револю ции. В его изображении основным геро ем революции является рабочий класс (стихотворения «Русский рабочий», «На борщик»), Многие стихи поэта в период гражданской войны стали любимыми песнями красных партизан и имели боль шое агитационное значение. П. Черных- Якутский умер в 1933 году, не завершив свою большую историческую поэму «Родная Якутия». Теме революции и гражданской войны был посвящён ряд произведений якут ских писателей. Кулачиков-Элляй (род. в 1904 г.) — один из наиболее из вестных поэтов Якутии, ранние стихи которого перекликались с комсомольской поэзией А. Жарова и А. Безыменского,, создаёт замечательные, темпераментные стихотворения «Перед дулом винтовки» и «На смерть большевика Василия» о бесстрашных коммунистах-ревкомов- цах, погибающих от руки белобандитов. Многие стихи Кулачикова-Элляя, напи санные на темы гражданской войны и революции, становились популярными песнями трудящихся. Им были в эти го ды переведены «Молодая гвардия» Бе зыменского, «Проводы» Д. Бедного. Стихи Кулачикова-Элляя тех лет были собраны и изданы в его первом сборни ке «В дни цветущей молодости» (1929). Реалистический образ якута-ревкомов- ца рисуется и в рассказе Д. Сивцева- Омоллона (род. в 1906 г.) «Афанас». Афанас, выдвинутый беднотой на пост предревкома, расстрелян белобандитами по доносу кулака. Автор рисует бесчело вечную жестокость белобандитов, сделав ших сиротами троих малолетних детей Афанаса. Тематика гражданской войны получи ла отражение также в рассказах Эрили- ка Эристина (1892— 1942) «На волоске от смерти» и Н. Мординова (род. в 1906 г.) «Прошло время нас обманы вать». В первом из них выведен образ самоотверженной якутки, борющейся с оружием в руках с врагами советской власти, а во втором — показывается враждебное отношение мирного якутско го населения к белобандитизму. Попытка показать на сцене театра об разы коммунистов и комсомольцев, ак тивных участников борьбы за советскую власть, сделана в пьесе одного из пер вых якутских драматургов Иванова- Кюндэ (1898— 1934) «Те годы». В дру гой пьесе — «Лёня» —- Иванов-Кюндэ, рисуя белобандитизм в Якутии, убеди тельно раскрывает предательство якут ской национальной буржуазии, пытав шейся найти поддержку у японских и американских интервентов. В этой пьесе впервые в якутской литературе показан распад буржуазной семьи. Сын богача Лёня, выросший под влиянием револю ционера, покидает дом родителей и при мыкает к красным партизанам. Несмотря на серьёзные драматургические недо статки, эти пьесы способствовали росту самосознания якутского народа. А. Иванов-Кюндэ был не только дра матургом, но и поэтом и прозаиком. В 1926 году он издал сборник стихов «Алое зарево». В ряде стихов этого сбор ника («Грядущее», «Новая вера» , «Сила разума») он воспевает коллективизацию и грядущую жизнь коммунистического общества. В лучших рассказах Иванова- Кюндэ рисуются произвол и засилие ку лачества («Семья Доромона», «Картёж ники»), разоблачаются суеверные пред ставления («Зловредная лягушка»). Критика пережитков прошлого много места занимает в произведениях Н. Мор динова и С. Саввина. Первым якутским баснописцем-сатириком был поэт С. Сав вин (род. в 1906 г.). В своих произведе ниях он подвергал уничтожающему сати рическому высмеиванию спекулянтов и кулаков («На голове соболиная шапка* а на ногах грязь» , «Агенты», «Обзаве лись котлом» и др.). Мастерству сатирика
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2