Сибирские огни, 1954, № 6
Стихотворение П. Черных-Якутского «В непогоду» и его очерк «Под звуки непогоды», написанные в годы стольь пинской реакции, проникнуты революции онно-призывными нотами. В обоих npoi изведениях, изображая ожесточённую борьбу, происходящую между революци ей и контрреволюцией, поэт твёрдо верит в приход счастливой поры для угнетён ного якутского народа. В очерке он удач но использовал образы богатырей якут ского олонхо для выражения своего революционного взгляда. А в стихотворе нии «В непогоду» заметно влияние «Пес ни о Буревестнике» М. Горького. Пусть же волны В злобе бьются, — Наши чёлны Мощи полны В даль несутся. Революционные мотивы заметны и в других стихотворениях поэта — «Пе« ро и молот», «Родина» и другие. Произ ведения П. Черных-Якутского, написан ные им в период с 1905 года по 1909 год, были собраны и опубликованы в первом сборнике «Тихие струны» (г. Якутск, 1909 г.). В дальнейшем развитии литературного творчества П. Черных-Якутского большое значение имело его личное знакомство с виднейшими деятелями Коммунистиче ской партии — Серго Орджоникидзе и Емельяном Ярославским. Творчество таких писателей, как А. Кулаковский (1879 — 1926), А. Соф- ронов (1886— 1935) и Н. Неустроев (1894— 1929), начавших свою литера турную деятельность ещё в дореволюци онное время, носит противоречивый ха рактер. С одной стороны, они, хотя и не последовательно, выступали против патриархальщины, мешавшей установле-i нию буржуазных отношений в Якутии, но, с другой стороны, они совершенно открыто защищали реакционные интере сы нарождавшейся якутской националы ной буржуазии, оправдывая эксплуата цию якутских трудящихся богачами (письмо «К якутской интеллигенции» Кулаковского, «Бедный Яков» и «Споты нувшийся не поправится» Софронова и др.). «Вместе с тем Кулаковский, Соф-> ронов и Неустроев, выражая взгляды якутской буржуазии и тойоната, пропа гандировали в своём творчестве национа листическую идеологию, распространяли гнусную клевету на великий русский народ и враждебно встретили Великую Октябрьскую социалистическую револю- цию, окончательно скатившись в лагерь контрреволюции»1. Между тем, как это ни странно, но до последнего времени некоторые историки и литераторы Якутии (Г. Башарин, 1 «За правильное освещение истории якут ской литепатчры», газ. «Правда» от 10 де кабря 1951 года. | J И. Романов и другие), вопреки историче ским фактам, выдавали Кулаковского, Софронова и Неустроева за наиболее глубоких выразителей надежд и чаяний якутского народа, оправдывали их бур жуазно-националистические взгляды, вы двинув антимарксистский тезис о их «прогрессивном», «здоровом» национа лизме. Буржуазно-националистические извра щения, допущенные Г. Башариным в его книге «Три якутских реалиста-просвети- теля» (1944 г.), были до конца вскрыты и осуждены в статье газеты «Правда» от 10 декабря 1951 года и в постановле нии бюро Якутского обкома партии от 6 февраля 1952 года «О буржуазно националистических извращениях в осве щении истории якутской литературы». Якутская советская литература разви валась не на основе идейно-художествен ных традиций Кулаковского, Софронова и Неустроева, как это утверждал Г. Башарин, а, наоборот, она «выросла, развивалась и окрепла в борьбе против буржуазного национализма, на основе бо гатого жизнеутверждающего устного якутского народного творчества, лучших образцов классической и современной ли тературы великого русского народа и других народов СССР»1. Возникновение якутской советской литературы относится к началу 20-х го дов. С 1923— 1924 годов регулярно на чали выходить на русском языке газегга «Автономная Якутия», журнал «По з а ветам Ильича», на якутском язы ке газе та «Кыым» («Искра»), газета «Хотугу ыччат» («Молодёжь Севера»), а в 1926 году организовано местное государствен ное книжное издательство. С этого вре мени и началось печатание первых про изведений якутских советских писате лей — П. Черных-Якутского, А. Ивано- ва-Кюндэ, С. Кулачикова-Элляя, Эрили- ка Эристина, Н. Мординова, А. Абагин- ского, Д. Сивцева, С. Саввина и других. Примерно к этому же времени проис ходит и резкое классовое расслоение среди якутских писателей. З а пределами советского искусства остаются якутские буржуазные писатели Кулаковский, Соф- ронов и Неустроев, которые стали руко водителями так называемого «культур но-просветительного», а по существу контрреволюционного, общества «Саха- омук» («Якутская нация»). Издававшийся в 1926— 1928 годах литературно-худо жественный журнал «Чолбон» («Утрен няя звезда») превратился в орган этого общества, стал рупором националистиче ской, антисоветской пропаганды. Редак ция журнала прямо заявляла, что «про изведения общественно-политического на правления не будем печатать». Зато журнал превозносил реакционные произ 1 Постановление бюро Якутского обкома партии от 6 февраля 1952 года «0 буржуаз но-националистических извращениях в ос вещении истории якутской литературы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2