Сибирские огни, 1954, № 6

Стихотворение П. Черных-Якутского «В непогоду» и его очерк «Под звуки непогоды», написанные в годы стольь пинской реакции, проникнуты революции онно-призывными нотами. В обоих npoi изведениях, изображая ожесточённую борьбу, происходящую между революци­ ей и контрреволюцией, поэт твёрдо верит в приход счастливой поры для угнетён­ ного якутского народа. В очерке он удач­ но использовал образы богатырей якут­ ского олонхо для выражения своего революционного взгляда. А в стихотворе­ нии «В непогоду» заметно влияние «Пес­ ни о Буревестнике» М. Горького. Пусть же волны В злобе бьются, — Наши чёлны Мощи полны В даль несутся. Революционные мотивы заметны и в других стихотворениях поэта — «Пе« ро и молот», «Родина» и другие. Произ­ ведения П. Черных-Якутского, написан­ ные им в период с 1905 года по 1909 год, были собраны и опубликованы в первом сборнике «Тихие струны» (г. Якутск, 1909 г.). В дальнейшем развитии литературного творчества П. Черных-Якутского большое значение имело его личное знакомство с виднейшими деятелями Коммунистиче­ ской партии — Серго Орджоникидзе и Емельяном Ярославским. Творчество таких писателей, как А. Кулаковский (1879 — 1926), А. Соф- ронов (1886— 1935) и Н. Неустроев (1894— 1929), начавших свою литера­ турную деятельность ещё в дореволюци­ онное время, носит противоречивый ха­ рактер. С одной стороны, они, хотя и не последовательно, выступали против патриархальщины, мешавшей установле-i нию буржуазных отношений в Якутии, но, с другой стороны, они совершенно открыто защищали реакционные интере­ сы нарождавшейся якутской националы ной буржуазии, оправдывая эксплуата­ цию якутских трудящихся богачами (письмо «К якутской интеллигенции» Кулаковского, «Бедный Яков» и «Споты нувшийся не поправится» Софронова и др.). «Вместе с тем Кулаковский, Соф-> ронов и Неустроев, выражая взгляды якутской буржуазии и тойоната, пропа­ гандировали в своём творчестве национа­ листическую идеологию, распространяли гнусную клевету на великий русский народ и враждебно встретили Великую Октябрьскую социалистическую револю- цию, окончательно скатившись в лагерь контрреволюции»1. Между тем, как это ни странно, но до последнего времени некоторые историки и литераторы Якутии (Г. Башарин, 1 «За правильное освещение истории якут­ ской литепатчры», газ. «Правда» от 10 де­ кабря 1951 года. | J И. Романов и другие), вопреки историче­ ским фактам, выдавали Кулаковского, Софронова и Неустроева за наиболее глубоких выразителей надежд и чаяний якутского народа, оправдывали их бур­ жуазно-националистические взгляды, вы­ двинув антимарксистский тезис о их «прогрессивном», «здоровом» национа­ лизме. Буржуазно-националистические извра­ щения, допущенные Г. Башариным в его книге «Три якутских реалиста-просвети- теля» (1944 г.), были до конца вскрыты и осуждены в статье газеты «Правда» от 10 декабря 1951 года и в постановле­ нии бюро Якутского обкома партии от 6 февраля 1952 года «О буржуазно­ националистических извращениях в осве­ щении истории якутской литературы». Якутская советская литература разви­ валась не на основе идейно-художествен­ ных традиций Кулаковского, Софронова и Неустроева, как это утверждал Г. Башарин, а, наоборот, она «выросла, развивалась и окрепла в борьбе против буржуазного национализма, на основе бо­ гатого жизнеутверждающего устного якутского народного творчества, лучших образцов классической и современной ли­ тературы великого русского народа и других народов СССР»1. Возникновение якутской советской литературы относится к началу 20-х го­ дов. С 1923— 1924 годов регулярно на­ чали выходить на русском языке газегга «Автономная Якутия», журнал «По з а ­ ветам Ильича», на якутском язы ке газе­ та «Кыым» («Искра»), газета «Хотугу ыччат» («Молодёжь Севера»), а в 1926 году организовано местное государствен­ ное книжное издательство. С этого вре­ мени и началось печатание первых про­ изведений якутских советских писате­ лей — П. Черных-Якутского, А. Ивано- ва-Кюндэ, С. Кулачикова-Элляя, Эрили- ка Эристина, Н. Мординова, А. Абагин- ского, Д. Сивцева, С. Саввина и других. Примерно к этому же времени проис­ ходит и резкое классовое расслоение среди якутских писателей. З а пределами советского искусства остаются якутские буржуазные писатели Кулаковский, Соф- ронов и Неустроев, которые стали руко­ водителями так называемого «культур­ но-просветительного», а по существу контрреволюционного, общества «Саха- омук» («Якутская нация»). Издававшийся в 1926— 1928 годах литературно-худо­ жественный журнал «Чолбон» («Утрен­ няя звезда») превратился в орган этого общества, стал рупором националистиче­ ской, антисоветской пропаганды. Редак­ ция журнала прямо заявляла, что «про­ изведения общественно-политического на­ правления не будем печатать». Зато журнал превозносил реакционные произ­ 1 Постановление бюро Якутского обкома партии от 6 февраля 1952 года «0 буржуаз­ но-националистических извращениях в ос­ вещении истории якутской литературы».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2