Сибирские огни, 1954, № 6

ствии в основу развития якутской совет­ ской литературы. Якутская советская литература разви­ валась не только на основе богатого, жизнеутверждающего устного народного творчества, но на её развитие также оказали могучее благотворное влияние передовые традиции великой русской литературы от Пушкина до Горького и Маяковского. Нельзя сколько-либо правильно понять процесс исторического развития Якутии вне благотворного влияния передовой русской культуры. Лучшие представите-t ли русского народа вложили большой вклад в развитие национальной культу­ ры якутского народа. Ссыльные де* кабристы А. А. Бестужев-Марлинокий и Н. А. Чижов впервые осветили ,в рус­ ской литературе тему о Якутии. Они в своих произведениях сочувственно от­ неслись к угнетённому якутскому наро­ ду, проявили большой интерес к его устному поэтическому творчеству. Из произведений Бестужева-Марлин- ского, написанных им на якутские темы, наибольший интерес представляют бал­ лада «Саатырь», в которой, на основе поэтической обработки произведения якутского фольклора, писатель правдиво изобразил культовые обряды якутов, их верования и представления о злых- духах, и очерк «Ы сыах» ', подробно опи­ сывающий якутский национальный праздник. В «Отрывках из рассказов о Сибири» Бестужев-Марлинский описал трагическую картину голодной смерти всех членов семьи одного якутского охотника, не вернувшегося с охоты.. В своих произведениях Бестужев-Мар­ линский подчёркивает в якутах лучшие черты их национального характера — честность, благородство, трудолюбие, го­ степриимство, готовность оказать помощь другим в нужде. Декабрист Н. А. Чижов написал стихо­ творение «Нуча» («Русский»), опублико­ ванное в 1832 году в журнале «Москов- ский телеграф». Традиции декабристов (Бестужева-t Марлинского и Чижова) продолжали и другие русские писатели. Сибирский поэт М. Александров, ' продолжительное время живший в Якутии, написал поэму «Якут Манчары» — о крестьянском бун­ таре Василии Манчары, возглавлявшем антифеодальное выступление якутской бедноты в первой половине XIX века. Движение Манчары было направлено на подрыв экономической мощи тойонов и проходило в «разбойничьей» форме, т. е. выражалось в грабежах, поджогах имений феодалов. Другой сибирский поэт-демократ —: Д. Давыдов на якутские темы написал ряд стихотворений: «Моя юрта», «Аму­ i Ы с ы а х —якутский национальный лет- нии праздник, во время которого исполняют­ ся игры, танцы, песни, проводятся спортив­ ные состязания и т. д. лет», «Жиганокая Аграфена», «Тунгус» и другие. Возвращаясь из путешествия в Китай и Японию, в 1850 году посетил Якутию знаменитый русский писатель И. А. Гон­ чаров. Свои впечатления о якутах он за­ печатлел в известном произведении «Фрегат «Паллада». Гончаров, подмечая восприимчивость и способность якутов, писал о необходи­ мости приобщения их к русской культу­ ре. Он разоблачает шовинистические рассуждения реакционера Геденштрома, утверждавшего о якобы вредности про­ свещения для якутов. С большой силой якутская тема отра­ зилась в творчестве выдающегося рус­ ского писателя-гуманиста В. Г. Королен­ ко. Находясь в якутской ссылке, он соз­ дал такие произведения, как «Сон Ма­ кара», «Соколинец», «Убивец», «Мару- сина заимка». С якутской темой связаны и другие произведения писателя: «Госу­ даревы ямщики», «Ат Даван», «Мороз», четвёртый том «Истории моего современ­ ника». Во всех этих произведениях цен­ тральное место занимают обездоленные люди ■— ленские ямщики, якутские кре­ стьяне-бедняки, ссыльные русские посе­ ленцы, татары. Значение творчества Короленко для якутского народа состоит в том, что он впервые в русской художественной литературе показал пробуждение чувства протеста в сознании якута, его веру в светлое будущее («Сон Макара», «Го­ сударевы ямщики»). С позиции предста­ вителя демократической культуры он по­ дошёл и к раскрытию дружественных взаимоотношений русского и якутского народов («Марусина заимка», «Соколи­ нец», «История моего современника»). Жизни дореволюционной Якутии ряд очерков посвятил выдающийся украин­ ский поэт-революционер Павел Грабов- ский, отбывавший в 90-х годах ссылку в г. Вилюйске. Якутская тема обратила внимание и великой украинской поэтес­ сы Леси Украинки, написавшей две по­ эмы: «Якутская поэма» и «Одно слово». Огромное влияние на развитие якут­ ской культуры оказал великий русский революционер-демократ Н. Г. Черны­ шевский. Все эти писатели явились первыми проводниками великой русской культуры в среду забитого местного якутского на­ селения. * * * Первые слабые побеги оригинальной якутской художественной литературы появились лишь после революции 1905— 1907 годов. В этот период на­ чали печататься произведения писа- теля-демократа П. Черных-Якутского (1882— 1933) и буржуазных писателей А. Кулаковского и А. Софронова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2