Сибирские огни, 1954, № 6
ствии в основу развития якутской совет ской литературы. Якутская советская литература разви валась не только на основе богатого, жизнеутверждающего устного народного творчества, но на её развитие также оказали могучее благотворное влияние передовые традиции великой русской литературы от Пушкина до Горького и Маяковского. Нельзя сколько-либо правильно понять процесс исторического развития Якутии вне благотворного влияния передовой русской культуры. Лучшие представите-t ли русского народа вложили большой вклад в развитие национальной культу ры якутского народа. Ссыльные де* кабристы А. А. Бестужев-Марлинокий и Н. А. Чижов впервые осветили ,в рус ской литературе тему о Якутии. Они в своих произведениях сочувственно от неслись к угнетённому якутскому наро ду, проявили большой интерес к его устному поэтическому творчеству. Из произведений Бестужева-Марлин- ского, написанных им на якутские темы, наибольший интерес представляют бал лада «Саатырь», в которой, на основе поэтической обработки произведения якутского фольклора, писатель правдиво изобразил культовые обряды якутов, их верования и представления о злых- духах, и очерк «Ы сыах» ', подробно опи сывающий якутский национальный праздник. В «Отрывках из рассказов о Сибири» Бестужев-Марлинский описал трагическую картину голодной смерти всех членов семьи одного якутского охотника, не вернувшегося с охоты.. В своих произведениях Бестужев-Мар линский подчёркивает в якутах лучшие черты их национального характера — честность, благородство, трудолюбие, го степриимство, готовность оказать помощь другим в нужде. Декабрист Н. А. Чижов написал стихо творение «Нуча» («Русский»), опублико ванное в 1832 году в журнале «Москов- ский телеграф». Традиции декабристов (Бестужева-t Марлинского и Чижова) продолжали и другие русские писатели. Сибирский поэт М. Александров, ' продолжительное время живший в Якутии, написал поэму «Якут Манчары» — о крестьянском бун таре Василии Манчары, возглавлявшем антифеодальное выступление якутской бедноты в первой половине XIX века. Движение Манчары было направлено на подрыв экономической мощи тойонов и проходило в «разбойничьей» форме, т. е. выражалось в грабежах, поджогах имений феодалов. Другой сибирский поэт-демократ —: Д. Давыдов на якутские темы написал ряд стихотворений: «Моя юрта», «Аму i Ы с ы а х —якутский национальный лет- нии праздник, во время которого исполняют ся игры, танцы, песни, проводятся спортив ные состязания и т. д. лет», «Жиганокая Аграфена», «Тунгус» и другие. Возвращаясь из путешествия в Китай и Японию, в 1850 году посетил Якутию знаменитый русский писатель И. А. Гон чаров. Свои впечатления о якутах он за печатлел в известном произведении «Фрегат «Паллада». Гончаров, подмечая восприимчивость и способность якутов, писал о необходи мости приобщения их к русской культу ре. Он разоблачает шовинистические рассуждения реакционера Геденштрома, утверждавшего о якобы вредности про свещения для якутов. С большой силой якутская тема отра зилась в творчестве выдающегося рус ского писателя-гуманиста В. Г. Королен ко. Находясь в якутской ссылке, он соз дал такие произведения, как «Сон Ма кара», «Соколинец», «Убивец», «Мару- сина заимка». С якутской темой связаны и другие произведения писателя: «Госу даревы ямщики», «Ат Даван», «Мороз», четвёртый том «Истории моего современ ника». Во всех этих произведениях цен тральное место занимают обездоленные люди ■— ленские ямщики, якутские кре стьяне-бедняки, ссыльные русские посе ленцы, татары. Значение творчества Короленко для якутского народа состоит в том, что он впервые в русской художественной литературе показал пробуждение чувства протеста в сознании якута, его веру в светлое будущее («Сон Макара», «Го сударевы ямщики»). С позиции предста вителя демократической культуры он по дошёл и к раскрытию дружественных взаимоотношений русского и якутского народов («Марусина заимка», «Соколи нец», «История моего современника»). Жизни дореволюционной Якутии ряд очерков посвятил выдающийся украин ский поэт-революционер Павел Грабов- ский, отбывавший в 90-х годах ссылку в г. Вилюйске. Якутская тема обратила внимание и великой украинской поэтес сы Леси Украинки, написавшей две по эмы: «Якутская поэма» и «Одно слово». Огромное влияние на развитие якут ской культуры оказал великий русский революционер-демократ Н. Г. Черны шевский. Все эти писатели явились первыми проводниками великой русской культуры в среду забитого местного якутского на селения. * * * Первые слабые побеги оригинальной якутской художественной литературы появились лишь после революции 1905— 1907 годов. В этот период на чали печататься произведения писа- теля-демократа П. Черных-Якутского (1882— 1933) и буржуазных писателей А. Кулаковского и А. Софронова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2