Сибирские огни, 1954, № 6

К р и т и к а и б и б И. КАНАЕВ / Литература советской Якутии Дореволюционная Якутия была одной из наиболее отсталых окраин царской России. Трудовой якутский народ нахо­ дился под жестоким национально-коло­ ниальным гнётом русского царизма и местных богачей-тойонов. Более 90 процентов населения Якутии состав­ ляло сельское население, занимавшееся хлебопашеством, скотоводством и охотой. Но, родившись на богатой земле, якут- бедняк жил в постоянной нужде. Вот что писал об этой беспросветной жизни якутских бедняков исследователь дорево­ люционной Якутии политический ссыль­ ный В. Трощанский: «Якут сам, его же­ на, его престарелые родители, его скот, его собака и кошка живут впроголодь изо дня в день всю жизнь и только из­ редка насыщаются до отвалу; и можно с уверенностью сказать, что даже мыши его юрты живут голодом, так как пожи­ виться у хозяина нечем. Это— страна систематического голодания». Совершенно иной, неузнаваемой стала Якутия за годы советской власти. В пу­ стынной тайге и приморской тундре воз­ никли города, крупные рабочие посёлки, заводы, шахты, электростанции. Быстро развиваются все виды связи и транспор­ та. Якутия из отсталой колониальной окраины России превратилась в одну из цветущих социалистических респуб- лик, с развитой промышленностью и крупным механизированным сельским! хозяйством. Ведущей отраслью её народ­ ного хозяйства становится промышлен­ ность: лесная, угольная, цветных метал­ лов, судостроительная, пищевая, рыбная и другие. Теперь каждые полтора дня в республике производится больше про­ мышленной продукции, чем з а целый год при царизме. З а годы советской власти в Якутии, в прошлом почти поголовно неграмотной окраине, произошла глубочайшая куль­ турная революция. В шестистах началь­ ных, семилетних и средних школах, двух высших и 20 средних специальных учеб­ ных заведениях обучается свыше 70 ты­ сяч человек якутской молодёжи. В рес­ публике работает филиал Академии наук СССР, имеется более 1000 культурно- просветительных учреждений, несколько сот библиотек. Крупнейшим достижением якутского народа является развитие художествен­ ной литературы на родном языке. В дореволюционное время не было бла­ гоприятной почвы для развития нацио­ нальной художественной литературы. В этих условиях в жизни бесписьменно­ го якутского народа важную роль играло устное народное творчество. Самым крупным жанром якутского устного народного творчества является олонхо (былина) — эпическое сказание о подвигах богатырей. Олонхо, как пра­ вило, исполнено великого гнева и нена­ висти ко всем виновникам народного горя. Образ богатыря — народного освободи­ теля — в олонхо украшается всевозмож­ ными достоинствами: он красив, благоро­ ден, непобедим и бесстрашен. Якутские былины с энциклопедиче­ ской полнотой запечатлели жизнь доре­ волюционных якутов. Угнетённое поло­ жение народных низов в них изображает­ ся со всей отчётливостью. Якутская бед­ нота, якутские хамначиты (батраки) и кулуты (рабы) влачат полуголодное су­ ществование, одеты они в коровьи и те­ лячьи шкуры. «На голове шапка из те­ лячьей кожи, шуба телячья: наперёд запахивать — груди не закроет, назад откинуть — спины не закроет», тогда как богачи одеты в лучшие соболиные и бобровые меха: «серебристых соболей доху накинула, пятнистой рыси шапку набекрень набросила, лучших волчьих шкур шароварами колени охвачены» и т. д. В олонхо отражены также и вековые мечты якутского народа о счастливой, привольной жизни без угнетения, наси­ лия и кровопролития. Мрачной, жуткой картине суровой природы севера в олон­ хо противопоставляется пленительный по своей красоте пейзаж открытой широ­ кой страны, с богатой флорой и фауной. Это —■заветная мечта, желание угне­ тённых слоёв якутского народа. Они хо­ тят видеть свою родину в будущем такой привольной, богатой, какой рисуется им в их фантазии, в их мечте. Эти основные демократические игума- . диетические мотивы устного народного творчества, отражающие стремление на­ рода к борьбе с угнетателями, к уничто­ жению социального зла, и легли впослед­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2