Сибирские огни, 1954, № 6
К р и т и к а и б и б И. КАНАЕВ / Литература советской Якутии Дореволюционная Якутия была одной из наиболее отсталых окраин царской России. Трудовой якутский народ нахо дился под жестоким национально-коло ниальным гнётом русского царизма и местных богачей-тойонов. Более 90 процентов населения Якутии состав ляло сельское население, занимавшееся хлебопашеством, скотоводством и охотой. Но, родившись на богатой земле, якут- бедняк жил в постоянной нужде. Вот что писал об этой беспросветной жизни якутских бедняков исследователь дорево люционной Якутии политический ссыль ный В. Трощанский: «Якут сам, его же на, его престарелые родители, его скот, его собака и кошка живут впроголодь изо дня в день всю жизнь и только из редка насыщаются до отвалу; и можно с уверенностью сказать, что даже мыши его юрты живут голодом, так как пожи виться у хозяина нечем. Это— страна систематического голодания». Совершенно иной, неузнаваемой стала Якутия за годы советской власти. В пу стынной тайге и приморской тундре воз никли города, крупные рабочие посёлки, заводы, шахты, электростанции. Быстро развиваются все виды связи и транспор та. Якутия из отсталой колониальной окраины России превратилась в одну из цветущих социалистических респуб- лик, с развитой промышленностью и крупным механизированным сельским! хозяйством. Ведущей отраслью её народ ного хозяйства становится промышлен ность: лесная, угольная, цветных метал лов, судостроительная, пищевая, рыбная и другие. Теперь каждые полтора дня в республике производится больше про мышленной продукции, чем з а целый год при царизме. З а годы советской власти в Якутии, в прошлом почти поголовно неграмотной окраине, произошла глубочайшая куль турная революция. В шестистах началь ных, семилетних и средних школах, двух высших и 20 средних специальных учеб ных заведениях обучается свыше 70 ты сяч человек якутской молодёжи. В рес публике работает филиал Академии наук СССР, имеется более 1000 культурно- просветительных учреждений, несколько сот библиотек. Крупнейшим достижением якутского народа является развитие художествен ной литературы на родном языке. В дореволюционное время не было бла гоприятной почвы для развития нацио нальной художественной литературы. В этих условиях в жизни бесписьменно го якутского народа важную роль играло устное народное творчество. Самым крупным жанром якутского устного народного творчества является олонхо (былина) — эпическое сказание о подвигах богатырей. Олонхо, как пра вило, исполнено великого гнева и нена висти ко всем виновникам народного горя. Образ богатыря — народного освободи теля — в олонхо украшается всевозмож ными достоинствами: он красив, благоро ден, непобедим и бесстрашен. Якутские былины с энциклопедиче ской полнотой запечатлели жизнь доре волюционных якутов. Угнетённое поло жение народных низов в них изображает ся со всей отчётливостью. Якутская бед нота, якутские хамначиты (батраки) и кулуты (рабы) влачат полуголодное су ществование, одеты они в коровьи и те лячьи шкуры. «На голове шапка из те лячьей кожи, шуба телячья: наперёд запахивать — груди не закроет, назад откинуть — спины не закроет», тогда как богачи одеты в лучшие соболиные и бобровые меха: «серебристых соболей доху накинула, пятнистой рыси шапку набекрень набросила, лучших волчьих шкур шароварами колени охвачены» и т. д. В олонхо отражены также и вековые мечты якутского народа о счастливой, привольной жизни без угнетения, наси лия и кровопролития. Мрачной, жуткой картине суровой природы севера в олон хо противопоставляется пленительный по своей красоте пейзаж открытой широ кой страны, с богатой флорой и фауной. Это —■заветная мечта, желание угне тённых слоёв якутского народа. Они хо тят видеть свою родину в будущем такой привольной, богатой, какой рисуется им в их фантазии, в их мечте. Эти основные демократические игума- . диетические мотивы устного народного творчества, отражающие стремление на рода к борьбе с угнетателями, к уничто жению социального зла, и легли впослед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2