Сибирские огни, 1954, № 6

уже драматургии, есть лишь инсцени­ ровка одного из эпизодов поэмы). Совер­ шенно естественные эмоции! Но... к ним уже совсем не примешиваются чувства столь же естественного гнева к тем, кто довёл, изобретителя до чахотки и смерти, а потом и уничтожил его изобретение (исходя из того, что «мужик дешевле всех машин») и чувство скорби в отно­ шении личной человеческой судьбы Ползунова. У нас уже не возникает мыс­ ли о том, что трагедия, постигшая в жиз­ ни самого Ползунова и его машину, бы­ л а фактически неизбежным следствием тогдашних исторических условий. Словом, в благополучном конце, вну­ шающем, независимо от намерений авто­ ров спектакля, мысль, будто Ползунов даже физически оказался победителем и вполне достиг (даже для себя) своей за­ ветной цели, — неожиданно проявляется почти такая же уступка... всё той же «бесконфликтности», как, скажем, в кон­ цовке фильма «Об этом забывать нельзя» , построенном на фактах биогра­ фии Ярослава Галана. Правда, замеча­ тельный западно-украинский писатель и политический борец Галан, как извест­ но, павший жертвой гнусных лазутчиков Ватикана, является лишь прототипом Александра Гармаша (очень убедитель­ но обрисованного С. Бондарчуком), и этот фильм н ельзя назвать в полном смысле слова биографическим. Но тем не менее, приукрашивание действитель­ ности в последних его кадрах, уверяю­ щих, что с Гармашом оказалось «всё в порядке», что враги не были столь ко­ варными, как в жизни, — снизило силу его эмоционального воздействия. Вс. Вишневский утвердил в нашей драматургии жанр «оптимистической тра­ гедии». Этим именем можно назвать не­ сколько произведений советских драма­ тических писателей. Таковы , например (не говоря уж е о «Гибели эскадры» А. Корнейчука), пьеса Ю. Буряковского «Прага остаётся моей» или пьеса М. Максимова «Никогда не забудем». И славный герой чехословацкого народа Юлиус Фучик в пьесе Ю. Буряковского , и руководитель омского восстания про­ тив интервентов и Колчака Александр Масленников у М. Максимова, оба обра­ щаются перед закрытием занавеса к зри ­ телям со словами, полными пламенной, несокрушимой веры в победу своего дела. И это вы зывает в нас тем большее восхищение ими, что мы знаем об их неизбежной гибели, которая должна про­ изойти вот теперь же. Всей душой раду­ ясь победе того дела, за которое боро­ лись эти герои, мы вместе с тем скорбим по поводу их личной трагической судь­ бы. В концовке барнаульского спектакля подчёркнут только сам по себе благопо­ лучный исход, лишённый исторического основания. Сейчас многое в спектакле вызывает тёплый отклик зрителя . Если спек­ такль будет освобождён от некоторых существенных недостатков, эмоции зри­ телей станут острее, больше воспоми­ наний, больше мыслей унесут они и з театра... Но жаль , что наши драматурги очень редко ставят перед собой задачу — п о ­ т р я с а т ь зрителей, потрясать, чтобы с наибольшей остротой вы зывать в нас священную ненависть ко всему, что ме­ шает осуществлению заветных чаяний и светлых замыслов народа, и пламенную любовь ко всему передовому, прогрессив­ ному, к тем, кто не ж алеет жизни своей во имя счастья народа. Судьба Ползунова и его великого де­ л а давали повод попытаться достигнуть такой цели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2