Сибирские огни, 1954, № 6
уже драматургии, есть лишь инсцени ровка одного из эпизодов поэмы). Совер шенно естественные эмоции! Но... к ним уже совсем не примешиваются чувства столь же естественного гнева к тем, кто довёл, изобретителя до чахотки и смерти, а потом и уничтожил его изобретение (исходя из того, что «мужик дешевле всех машин») и чувство скорби в отно шении личной человеческой судьбы Ползунова. У нас уже не возникает мыс ли о том, что трагедия, постигшая в жиз ни самого Ползунова и его машину, бы л а фактически неизбежным следствием тогдашних исторических условий. Словом, в благополучном конце, вну шающем, независимо от намерений авто ров спектакля, мысль, будто Ползунов даже физически оказался победителем и вполне достиг (даже для себя) своей за ветной цели, — неожиданно проявляется почти такая же уступка... всё той же «бесконфликтности», как, скажем, в кон цовке фильма «Об этом забывать нельзя» , построенном на фактах биогра фии Ярослава Галана. Правда, замеча тельный западно-украинский писатель и политический борец Галан, как извест но, павший жертвой гнусных лазутчиков Ватикана, является лишь прототипом Александра Гармаша (очень убедитель но обрисованного С. Бондарчуком), и этот фильм н ельзя назвать в полном смысле слова биографическим. Но тем не менее, приукрашивание действитель ности в последних его кадрах, уверяю щих, что с Гармашом оказалось «всё в порядке», что враги не были столь ко варными, как в жизни, — снизило силу его эмоционального воздействия. Вс. Вишневский утвердил в нашей драматургии жанр «оптимистической тра гедии». Этим именем можно назвать не сколько произведений советских драма тических писателей. Таковы , например (не говоря уж е о «Гибели эскадры» А. Корнейчука), пьеса Ю. Буряковского «Прага остаётся моей» или пьеса М. Максимова «Никогда не забудем». И славный герой чехословацкого народа Юлиус Фучик в пьесе Ю. Буряковского , и руководитель омского восстания про тив интервентов и Колчака Александр Масленников у М. Максимова, оба обра щаются перед закрытием занавеса к зри телям со словами, полными пламенной, несокрушимой веры в победу своего дела. И это вы зывает в нас тем большее восхищение ими, что мы знаем об их неизбежной гибели, которая должна про изойти вот теперь же. Всей душой раду ясь победе того дела, за которое боро лись эти герои, мы вместе с тем скорбим по поводу их личной трагической судь бы. В концовке барнаульского спектакля подчёркнут только сам по себе благопо лучный исход, лишённый исторического основания. Сейчас многое в спектакле вызывает тёплый отклик зрителя . Если спек такль будет освобождён от некоторых существенных недостатков, эмоции зри телей станут острее, больше воспоми наний, больше мыслей унесут они и з театра... Но жаль , что наши драматурги очень редко ставят перед собой задачу — п о т р я с а т ь зрителей, потрясать, чтобы с наибольшей остротой вы зывать в нас священную ненависть ко всему, что ме шает осуществлению заветных чаяний и светлых замыслов народа, и пламенную любовь ко всему передовому, прогрессив ному, к тем, кто не ж алеет жизни своей во имя счастья народа. Судьба Ползунова и его великого де л а давали повод попытаться достигнуть такой цели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2