Сибирские огни, 1954, № 6
учёного, какого-то мрачного царедворца, брюзжащего вельможу. И это очень жаль ещё и потому, что •— по замыслу автора — с образом Ломоносова, с отно шением его к Ползунову связана весьма существенная мысль. Автор полемизи рует здесь с распространённой в нашей литературе неверной точкой зр е н и я ,— будто Сибирь прошлого была только сплошным тёмным пятном, куда не про никал ни один луч культуры (по крайней мере, до декабристов). Это глубоко оши бочно! На самом деле, талантливость русского народа проявлялась и здесь, несмотря на особенно кошмарные усло вия жизни. В спектакле «Ползунов» мы видим, что в Сибири была жива и раз вивалась ломоносовская традиция. Но самого-то Ломоносова, художественно достоверного, на сцене нет. И это нано сит спектаклю серьёзный идейный урон. Исторически интересна фигура гене рала Порошина. В нём совмещались черты верноподданного царского служа ки и видного специалиста горного дела, верно оценившего плодотворность техни ческой идеи Ползунова. Автор пьесы по казывает, что Порошину не чуждо было порой и платоническое сочувствие бед ствующим рабочим, которых он, однако, не колеблясь, гонит на каторгу, чуть за подозрив возможность «бунта». Образ сложный, противоречивый. Но в испол нении артиста Н. Лоскутова он весьма однокрасочен. Лоскутов подчёркивает только грубое солдафонство Порошина и вызывает порою совершенно нежела тельные ассоциации: ходит возле Пол зунова этакий... Скалозуб! Артист А. Кондаков создаёт внешне колоритный и запоминающийся образ Христиани. Но, как и в пьесе, остаётся не совсем ясным, чем мотивирована его ненависть к Ползунову. Мы узнаём, правда, что Христиани — властолюбив. Он нехотя подчиняется главному коман диру заводов Порошину и мечтает стать полным «властелином Алтая». Но раз ве ползуновская машина сама по себе могла помешать этому? Безусловно, нет. В общем, Христиани в значительной сте пени выглядит неким абстрактным во площением зла, своего рода — «роком». Досадный недостаток и пьесы и спек такля! * * * Выше мы упомянули о наличии в спектакле «производственной» сценки, увлекающей зрителя — именно потому, что она органически включена в развитие сюжета, содействует раскрытию харак тера Кузьмы. Есть в спектакле и ещё один «производственный момент», реше ние которого и реакция зала принципи ально поучительны. В обиходе нашей театральной критики встречается термин: «наивный режиссёр ский приём». Но в абстрактной своей форме этот упрёк совершенно бессодер жателен. Разве не ясно, что один и тот же приём может в одном сценическом «контексте» выглядеть наивным, а в другом, если он действительно помогает раскрытию идейного замысла, решению художественной задачи, — становится свежим и вполне убеждающим? Обратимся к концовке второго акта барнаульского спектакля. Командир Ал тайских заводов генерал Порошин, не дождавшись официального разрешения из Петербурга на сооружение машины, но подстёгиваемый требованием — удво ить доставку серебра в столицу, наконец, разрешает, на свой страх и риск, реали зацию великого замысла. Он сообщает об этом Ползунову, придя неожиданно в кузницу. До сих пор Ползунов тайно, с помощью друзей, готовил детали кустар ным способом. Рабочие внимательно вслушиваются в слова генерала, неволь но прекратив работу. И вот один из них, чернобородый великан, сразу после ухо да Порошина начинает сплеча, «от все го сердца», отковывать лежащую на наковальне деталь. Подмастерье вслед за ним ударяет маленьким молотком... Ползунов, захваченный радостными мыс лями, прохаживается по кузнечной ма стерской. Вдруг он обращает внимание на то, с каким энтузиазмом работает куз нец, останавливается, решительно сбра сывает офицерский китель, хватает сво бодный молот и с азартом присоединяет ся к работающим. Другие рабочие с улыбками поглядывают на них, весело- перемигиваются... Мелькают руки. Зве нит металл. А в оркестре звучат торже ствующие ритмы труда. И ещё до того, как закрылся занавес, эти звуки заглу шаются новыми: единодушными апло дисментами глубоко взволнованных зри телей. Главное понято и прочувствовано- ими: ведь это выплеснулась радость изо бретателя и его друзей, н а ч а л о с ь с о з и д а н и е ! И если придёт в голову иному педан ту от критики сказать: «наивный приём», «натурализм»,-— что же... пусть клеит ярлычки. Зритель, побывавший на этом спектакле, ему не поверит. «Истина, — говорит Энгельс, — конкретна». Что иногда портит впечатление даже в лучших сценах спектакля, так это на рушение некоторыми артистами норм стихотворной речи. У нас не так уж часто пишутся пьесы в стихах и ещё реже... играются. В са мом деле, если сравнить фактический те атральный «тираж» тех же пьес В. Гу сева, В. Соловьёва, Л. Дмитерко, — с распространённостью пьес прозаических,, то основательность этого утверждения станет ясной. И фактом является то, что у многих наших актёров нет опыта, нет навыков работы над ролями стихотворной пьесы. Не поэтому ли, когда в репертуар вклю чается, скажем, «Маскарад» или «Роме» и Джульетта», то во многих театрах воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2