Сибирские огни, 1954, № 6
о России, артист сбивается лишь на де кламацию, как таковую. К сожалению, Хлытчиев не использу ет даже того бедного драматургического материала, который предоставил ему ав тор для характеристики отношений Пол- зунова с Полиной. Да, собственно, и сам образ Полины — это тоже условность, и артистка Л. Пер фильева при всём старании не может ни чего сделать для оживления бескровной схемы. Пьеса задумана как народная драма. В этом жанре решён и спектакль. И к лучшим его сценам, безусловно, относят ся те, в которых участвует народ. Они и смотрятся с наиболее острым интере сом. Это не безликие или излишне пё стрые «массовки», служащие лишь до веском к основному сюжету,— нет, это как раз эпизоды, в которых раскрывает ся главная тема спектакля. Послушайте зрителей, обменивающих ся впечатлениями при выходе из театра. Не случайно едва ли не чаще всего в разговорах упоминается «Козёл». Об раз Кузьмы-Козла — большая, радую щая удача автора, режиссёра и артиста А. КокОвкина. Кузьма — живое олице творение и русского народного юмора, • и замечательной русской «смекалки». Этот, на первый взгляд, «тёмный му жик» с нелепой козлиной бородёнкой, обладает светлой головой, чистым серд цем, богатым творческим воображением. Он способен «отшучиваться» от непомер ных тягот страшной своей жизни. Острым словцом, «побаской», которая -«тем ведь баска, что в ней — при крас ка», он поднимает настроение и себе и другим. Среди самых ярких эпозидов спектакля можно назвать большой «шу тейный» рассказ Кузьмы на тему: «Вот был бы, скажем, я царём...». То воссе дающий на наковальне, как на троне, то вскакивающий и вовлекающий в дейст вие своих друзей, Кузьма импровизирует здесь целую сцену, в которой выражают ся отношения «работных людей» и к Ползунову, и к тем, кто мешает ему. А. Коковкин показывает, что Кузьма вовсе не пустозвон, не беззаботный бала гур. Мы видим, как простой кузнец по могает изобретателю решить сложную техническую задачу, причём вся эта «производственная сценка» смотрится на каждом спектакле с самым живым инте ресом... А в одной из следующих картин Кузьма с гневом и грустью произносит бунтарскую речь. Самые шутки его ста новятся злыми, мишенью их является царица и те, кто помогает ей угнетать народ. Трагична судьба двух других «работ ных людей» — Андрона и Трифона. Анд рон, в отличие от своих товарищей, не ве рит тому, что ползуновская машина смо жет принести реальную пользу несчаст ным труженикам — и в этом он фактиче ски оказывается дальновиднее самого изобретателя. Более того, вначале он даже враждебно относится к Ползунову, несмотря на то, что изобретатель соби рается стать мужем его дочери. Но и мириться со своим ужасным положени ем Андрон не хочет. Ожесточённый, до ведённый до крайней степени отчаяния, Андрон (артист С. Филиппов) уговарива ет своих товарищей бежать. Он верит легенде о существовании Беловодья, — «мужицкого рая» , страны справедливой жизни, до которой всего «семь дён пу ти». И когда друзья, чтобы не подводить Ползунова, который за них поручился, отказываются от побега, Андрон, не ко леблясь, решается бежать один. Заклю чающий вторую картину спектакля эпи зод побега исполнен большого драмати ческого напряжения. ...Андрон скрывается в волнах Оби. Заметившие это солдаты из караула устремляются за ним. По отрывистым репликам наблюдающих за событиями рабочих, по сдержанным возгласам, в которых звучит то ужас, то надежда и, наконец, торжество, — мы очень чётко представляем себе происходящее за и з лучиной реки. И по тому, как радостно взглядывает Василиса на Трифона, по тому, с каким глубоким вздохом облегчения Иван кла дёт руку на плечо Кузьмы и вытирает другой рукой холодный пот со лба, — мы безошибочно узнаём: не догнали! И в это время входит Ползунов, убеж дённый, что вместе с Андроном бежали все его друзья-помощники. Он радостно удивлён. Ещё не веря себе, он спраши вает: — А вы чего же? Испугались? Ив а н : — Мы — нет. Т р и ф о н : — Мы... К у з ь м а : — Мы с тобой остались! В коротких репликах проявляются ха рактеры героев, в частности, застенчи вая робость Трифона и решительность Кузьмы. Исчезнув во второй картине, Андрон появляется лишь в седьмой, но тем не менее роль его в самых узловых момен тах сюжета весьма значительна. ...Ползунов — в отчаянии. Ничего не получается, материалов не дают, соору жение машины — под угрозой полного срыва. Здоровье, силы иссякают — «чахотка» вот-вот возьмёт над ним верх. Прошла ещё одна бессонная ночь. Чего только не передумал измученный болезнью и ещё более — несправедли вым, враждебным отношением админи страции, — изобретатель! Друзья-рабочие, трогательно заботясь о нём, приносят Ивану Ивановичу добы тый у знахарки корень жизни «жень шень»... И в этот момент в дверях появ ляется Андрон. Он страшен, — исхудав ший, заросший клочковатыми седыми во лосами, с лихорадочно блестящими гла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2