Сибирские огни, 1954, № 6
И с к у с с т Борис РЯСЕНЦЕВ Пьеса и её воплощение Как это на первый взгляд ни странно, «есть некоторая закономерность в том, что в те дни, когда на Алтай со всех концов страны съезжались тысячи мо лодых механизаторов, Краевой театр, поставивший «Беспокойную должность», «Не называя фамилий», «Любовь на рассвете», «Земной рай», «Голос Амери ки» , готовивший «Журбиных», — уси ленно репетировал пьесу, действие кото рой происходит... во второй половине XVIII века. Ведь герой пьесы Иван Иванович Ползунов — основоположник отечественного машиностроения, изобре татель парового двигателя, отдавший жизнь свою борьбе за облегчение че ловеческого труда с помощью техники! Только в последнее время удалось доказать приоритет русского народа в практическом решении одной из важней ших технических задач, стоявших перед человечеством. Постепенно стал раскры ваться во всём своём величии образ ге ниального новатора, которого постигла трагическая судьба. Какая заманчивая и увлекательная тема для поэта, прозаи ка, драматурга! А для барнаульцев она является , кроме того, и в полном смыс ле слова — «местной темой»: именно в этом городе, на сереброплавильном за воде, в шестидесятых годах XVIII века, впервые в мире была создана паровая, «огнём действующая», машина. Долго изучал жизнь Ползунова и со бирал соответствующие материалы бар наульский поэт Марк Юдалевич. Два го да назад в «Сибирских огнях» появи лась его иоэма «Алтайский горный ин женер», получившая тёплые отзывы чи тателей и критики. А тема продолжала волновать автора, просила нового вопло щения — средствами сценического ис кусства. Действие пьесы М. Юдалевича, напи санной в стихах, происходит в 1763 — 66 годах, — великий изобретатель в эти годы наиболее интенсивно трудился над -осуществлением своего замечательного технического замысла. Вспомним, что через несколько лет в России началась грандиозная историческая эпопея кресть янской революции — «пугачёвщина». Вполне закономерно поэтому в пьесе рас крывается возможность и близость этого события, назревание социального взрыва. <«И так, вон, слышно, за Уралом горят помещичьи дома... Ещё того недостава ло, чтоб и сюда пришла чума!» — гово рит генерал Порошин, отправляя на ка торгу рабочего, поднявшего руку на на чальника завод а ) . Вообще большим до стоинством пьесы является решение те мы народа, создание разнообразных и запоминающихся характеров «работных людей». Кузьма, по прозвищу «Козёл», Андрон-Золотые руки, Трифон Спица, Иван — это всё живые, каждый по-своему интересный, люди с развивающимися в сюжете судьбами. Кстати сказать, имена и некоторые черты биографий этих людей заимствованы автором с пожел тевших страниц архивных судебных дел о побегах, из формулярных списков, в одном из которых, например, о Кузьме- Козле сказано: «хотя поведения под лого, но мастер великий». Коллективный образ народа — это та кой же стержневой герой произведения, как и Ползунов. Более того, и сам Ползунов показан как представитель народа, противостоя щего самодержавно-крепостническому строю. Эта мысль выражена и в компо зиции пьесы. В прологе (к сожалению, не очень удачном) показан царский дво рец, где Ломоносов докладывает о про екте ползуновской машины, о благород ной цели изобретателя: «Он, государы ня, огонь заставил на людей трудиться». Академик Шлаттер, яростно возражая ему, напоминает императрице, что «му жик дешевле всех машин». Следующая картина начинается большой народной сценой, знакомящей нас с измученными ужасающим трудом «работными людь ми». Когда они принимают решение о побеге, появляется Ползунов. И раз говор о задуманной им машине возника ет естественно, в органической связи с мыслями о невыносимом положении ра бочих: «Её мы будем ставить тут, чтоб облегчить заводский труд». С этого на чинается жизнь Ползунова в пьесе. Не желая «улучшать историю», М. Юдале вич не делает Ползунова политическим борцом, но мысль изобретателя — по мочь изнемогающим от варварских ус ловий труда рабочим своей машиной, — эта мысль является важной частью за мысла автора. Ж аль только, что порою, утрачивая чувство меры, автор надоед ливо повторяет эту мысль устами самого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2