Сибирские огни, 1954, № 5
ку. А тот вспомнил, как однажды, гостя у Михаила Павловича, ел бесподобную стерляжью уху, а чтобы уха не застре вала в горле, принимал из рук очаро вательной Нины Михайловны стакан за стаканом. Вспомнил об этом начальник, облизнулся и положил жалобу в долгий ящик». Допустим, что такой случай концент рации подхалимажа, жульничества и взя точничества где-то произошёл в дей ствительности, и автор совершенно за конно решил вскрыть гнойник злым фельетоном. Но тогда нужно прямо сказать — кто эти преступники, где они орудуют. Таких фельетонов без адреса в книге немало: «Простофили», «Не мытьём, так катаньем», «Размышления должност ного лица». Если эти фельетоны и в га зете были напечатаны «без адреса», то какова же была их действенность? Если же адреса были сняты при составлении книги, то зачем это было сделано? Ведь в таком виде эти фельетоны приобре тают уже характер обобщений, слиш ком далеко идущих и извращающих представление о нашей советской дейст вительности. Часть фельетонов, например, «Чрез- вычайное происшествие», «О чём шеп чутся сосны» и некоторые другие, несом-: ненно, имела своё значение, и, вероятно, принесла известную пользу в газете, но этим следовало и ограничиться. Изда вать их отдельной книгой совершенно не было необходимости, тем более, что они касаются тем, значительно глубже и ярче разработанных другими авторами. В отдельных случаях это совпадение тем переходит, мягко выражаясь, в позаим- ствование. В рассказе «Горе супругов Птицыных» пацаша «премирует» сына по рублю за каждый полученный балл— 5 рублей за пятёрку, 4 рубля за четвёр ку и т. д., что прямо совпадает о поме щённым в своё время в «Крокодиле» фельетоном. О художественных качествах книги можно судить хотя бы по рассказу «Судьба Ползучего». Ползучий — образ сугубо отрицательный. Жулик, подха лим, клеветник — нет, кажется, такого отрицательного свойства, каким бы не обладал этот персонаж... Пользуясь сла бостью начальников, Ползучий долго бла годенствует, и лишь новый начальник оказывается прозорливым и разоблачает проходимца, который оказывается быв шим торговцем. Так объясняет автор про исхождение своего отрицательного героя. Но бывшие торговцы и вообще «бывшие люди» сейчас уже довольно редкое явле ние. К сожалению, жулик часто никаких биографических пятен не имеет и в то же время является носителем самых от вратительных пережитков прошлого в своём сознании. Задача писателя — вскрывать, почему так происходит, каки ми путями яд прошлого проникает в со временного человека. Для характеристики Ползучего, кроме авторского текста и диалогов с женой и сослуживцами, почему-то ещё сочи няется дневник «героя», в котором он полностью себя разоблачает. Трудно по верить, чтобы мелкий жулик стал изла гать в дневнике своё «мировоззрение»! Часть дневника почему-то написана в древнеславянском стиле. «По про чтении некоторой книги, — пишет яко бы Ползучий, •— вдохновился на древне славянский слог. О людие! Что зрим! Мнози и мнози неправды содеяны. Бого отвратный Сметана напустил на мя ревизию», и далее в том же роде. Оче видно, таким способом автор хотел сде лать свой рассказ «интереснее». Тщетная попытка! Совсем своеобразно рисует Мих. Гло- зус положительного героя этого расска за, разоблачившего Ползучего. Вот как,, пародируя Гоголя, знакомит он с ним читателя. «...Чуден был управляющий базой, когда величаво и плавно шество вал по коридору и комнатам вверенного ему учреждения. Не нахмурится, не про гремит. И кажется, будто весь он соткан из ласки и привета и нет предела, нет конца доброте его душевной. И сколь ко б не было в учреждении сотрудников, всем люб Силуян Архипович. Чуден Си- луян Архипович и тогда, когда за весь день на горизонте заготовок не набежит ни единой тучки». После такого ирони ческого вступления чего бы, казалось, хорошего можно ожидать от Силуяна Ар хиповича. Однако МиХ; Глозус, пользу ясь своим авторским всемогуществом, делает его образцом стопроцентной доб родетели. Неясно, по какому принципу сделано разделение на рассказы и фельетоны. И те и другие мало отличаются друг от друга. Трудно признать вообще за рас сказами и фельетонами Мих. Глозуса право называться художественными про изведениями. Большинство фельетонов представляет собой просто© изложение факта, заканчивающееся соответствую щим моралистическим выводом, вроде: «...нельзя мириться о подобными безо бразиями», «Они забыли о своей глав ной задаче — коммунистическом воспита нии молодёжи», «Таким ли находиться у руководства? Конечно, негг!» и т. п. Фельетон, как художественное произве дение, хорош тогда, когда он сам приво дит читателя к определённым выводам. Если же эти выводы приходится допол нительно подсказывать читателю, то и цена фельетона невелика. Непонятно, зачем директор Краснояр ского издательства М. Глозус, поторо пился дать возможность писателю Мих. Глозусу выступить с серой, малохудоже ственной книгой. И. Гольдберг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2