Сибирские огни, 1954, № 5

зала девушка. Конфликт. Первые пери­ петии любви. А затем — объяснение, примирение, поцелуи. Однако всё это оказалось необходимым для заниматель­ ной, острой концовки. Именно к этой девушке в дом забрёл диверсант, пере­ шедший границу, именно о н а пытается его задержать, именно о н первым при­ бегает, чтобы опасти свою невесту. Впечатление искусственности, делан­ ности всего происходящего усиливается ещё и тем, что герои рассказов говорят или совершенно обезличенным или ка­ ким-то нарочито упрощённым языком: « В е р н о с л о в о , на родине всегда к р а ш е » ; « В е ч о р весточку получил от матери»; «Мамаша, ч а с о м , не инте» ресуется, как идёт ваша служба на гра­ нице» и т. п. Это разговор солдата о офицером. Однообразно перечисляются и перехо­ дят из рассказа в рассказ и внешние при­ меты героев. Тимофей — «широкопле­ чий, рослый», у него «прямой, правиль­ ной формы нос», «глаза живые, искря­ щиеся», «большой рот», «синеватый шрам». И так почти о каждом герое — рост, глаза, нос, рот. Вот — «смуглова­ тый, горбоносый грузин... низенький, су­ хощавый»; у другого — «мясистый с ос­ пинками нос, резко выдающиеся скулы, широкий плотно сжатый рот». Или: «Вы­ ла она невысокая... глаза —; чёрные, бес­ покойные». Появляются затем серогла­ зые и кареглазые, высокие и маленькие, крупные и щуплые. Часто ещё автор при­ бегает к описанию событий, а не к их изо­ бражению. Всё это, к сожалению, снижает качество интересной по замыслу книги. Ан. Бегаев. „ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА“ В Красноярске вышел сборник расска­ зов и фельетонов Мих. Глозуса «Знако­ мые лица»1, причём фельетоны в книге преобладают. Всё это, очевидно, в своё время было напечатано в газетах. Нет никаких оснований возражать про­ тив изданий подобного рода. Мы нужда­ емся в острой, полнокровной сатире, помогающей великому делу строитель­ ства коммунизма. Но книга Мих. Глозу­ са, к сожалению, по своим идейно-худо­ жественным качествам не отвечает такой потребности. И в рассказах, и в фельетонах автор стремился дать как отрицательные, так и положительные образы. Но как упро­ щенно показаны и те и другие! Положи­ тельные образы, как правило, даны в слащавых тонах. Вот, например, от­ крывающий сборник рассказ «Розы». Два колхозника, «завзятые садоводы», соревнуются. Один выводит новые сорта 1Ми х . Г л о з у с . « З н а к о м ы е л и ц а » . Сборник юмористических рассказов и фелье­ тонов. Красноярское ген. изд-во, 1954, 204 стр. фруктов, другой культивирует розы. Оба. достигают высоких результатов. Однако, как они этого добиваются, из рассказа не видно. Весь рассказ состоит из высо­ копарных декламаций то одного, то дру­ гого садовода о целях, которые они пе­ ред собою поставили. Вот как книжно- говорит, например, Тарас Барабулько: «Общее дело делаем. Пока такие груши да розы растут в садах двух колхозов. А скоро они появятся везде. Научим, поможем другим садоводам. Зацветёт- ещё краше наша земля». И это не тор­ жественное выступление, а просто бесе­ да двух колхозников. , В ещё более идиллическом стиле на­ писан и ряд других рассказов. Молодой агроном Матвей Кочергин («Пути-доро­ ги») не хотел ехать из Москвы в Сибирь. Однако ехать пришлось. Когда же он приехал в Сибирь, то всё здесь оказа­ лось совершенно замечательным. Ника­ ких трудностей не обнаружилось, юноша молниеносно превратился в горячего» патриота Сибири. В таких идеальных условиях пере­ строиться нетрудно. Но ведь в действи­ тельности не всегда так. Молодым спе­ циалистам очень часто приходится стал­ киваться со многими трудностями и бы­ тового, и производственного характера. Рисовать «райские идиллии» -— значит дезориентировать читателя. Мих. Глозус вообще любит «исправ­ лять» своих вначале не совсем положи­ тельных героев, причём порою с волшеб­ ной лёгкостью и быстротой. В рассказе- «Помогло» фигурирует отъявленный бю­ рократ Черпаков. Он прямо заявляет, что критики не боится. Не разбирает заяв­ ления рабочих, говоря: «Пускай лежат... никуда не денутся». В приёмный день без всяких оснований не принимает по­ сетителей. Словом, бюрократ настолько ярко выраженный и откровенный, что в жизни, пожалуй, такого и не встре­ тишь. Но достаточно было одного профсо­ юзного собрания и одной беседы с се­ кретарём парткома, как бюрократ пере­ родился и через короткое- время стал совсем неузнаваемым: приветлив, внима­ телен, посетителей принимает беспре­ пятственно и т. д. Стремление к лакировке наблюдается и в других рассказах и фельетонах. Неудачно в отдельных своих произве­ дениях рисует автор и явления отрица­ тельные. Особенно ярко это выражено в фельетоне «Под надёжной защитой». В каком-то кооперативе продавщица Нина Михайловна произвела растрату. Но после телефонного звонка её мужа, главы Рыболовпотребсоюза, растратчицу не только не привлекают к ответствен­ ности, но ещё дают ссуду в две тыся­ чи рублей. Через длительное время предъявляется иск на возврат ссуды, но суд почему-то отказывает в иске. «На­ правили, — повествуется в рассказе, — письмо-жалобу вышестоящему начальни-i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2