Сибирские огни, 1954, № 5
зала девушка. Конфликт. Первые пери петии любви. А затем — объяснение, примирение, поцелуи. Однако всё это оказалось необходимым для заниматель ной, острой концовки. Именно к этой девушке в дом забрёл диверсант, пере шедший границу, именно о н а пытается его задержать, именно о н первым при бегает, чтобы опасти свою невесту. Впечатление искусственности, делан ности всего происходящего усиливается ещё и тем, что герои рассказов говорят или совершенно обезличенным или ка ким-то нарочито упрощённым языком: « В е р н о с л о в о , на родине всегда к р а ш е » ; « В е ч о р весточку получил от матери»; «Мамаша, ч а с о м , не инте» ресуется, как идёт ваша служба на гра нице» и т. п. Это разговор солдата о офицером. Однообразно перечисляются и перехо дят из рассказа в рассказ и внешние при меты героев. Тимофей — «широкопле чий, рослый», у него «прямой, правиль ной формы нос», «глаза живые, искря щиеся», «большой рот», «синеватый шрам». И так почти о каждом герое — рост, глаза, нос, рот. Вот — «смуглова тый, горбоносый грузин... низенький, су хощавый»; у другого — «мясистый с ос пинками нос, резко выдающиеся скулы, широкий плотно сжатый рот». Или: «Вы ла она невысокая... глаза —; чёрные, бес покойные». Появляются затем серогла зые и кареглазые, высокие и маленькие, крупные и щуплые. Часто ещё автор при бегает к описанию событий, а не к их изо бражению. Всё это, к сожалению, снижает качество интересной по замыслу книги. Ан. Бегаев. „ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА“ В Красноярске вышел сборник расска зов и фельетонов Мих. Глозуса «Знако мые лица»1, причём фельетоны в книге преобладают. Всё это, очевидно, в своё время было напечатано в газетах. Нет никаких оснований возражать про тив изданий подобного рода. Мы нужда емся в острой, полнокровной сатире, помогающей великому делу строитель ства коммунизма. Но книга Мих. Глозу са, к сожалению, по своим идейно-худо жественным качествам не отвечает такой потребности. И в рассказах, и в фельетонах автор стремился дать как отрицательные, так и положительные образы. Но как упро щенно показаны и те и другие! Положи тельные образы, как правило, даны в слащавых тонах. Вот, например, от крывающий сборник рассказ «Розы». Два колхозника, «завзятые садоводы», соревнуются. Один выводит новые сорта 1Ми х . Г л о з у с . « З н а к о м ы е л и ц а » . Сборник юмористических рассказов и фелье тонов. Красноярское ген. изд-во, 1954, 204 стр. фруктов, другой культивирует розы. Оба. достигают высоких результатов. Однако, как они этого добиваются, из рассказа не видно. Весь рассказ состоит из высо копарных декламаций то одного, то дру гого садовода о целях, которые они пе ред собою поставили. Вот как книжно- говорит, например, Тарас Барабулько: «Общее дело делаем. Пока такие груши да розы растут в садах двух колхозов. А скоро они появятся везде. Научим, поможем другим садоводам. Зацветёт- ещё краше наша земля». И это не тор жественное выступление, а просто бесе да двух колхозников. , В ещё более идиллическом стиле на писан и ряд других рассказов. Молодой агроном Матвей Кочергин («Пути-доро ги») не хотел ехать из Москвы в Сибирь. Однако ехать пришлось. Когда же он приехал в Сибирь, то всё здесь оказа лось совершенно замечательным. Ника ких трудностей не обнаружилось, юноша молниеносно превратился в горячего» патриота Сибири. В таких идеальных условиях пере строиться нетрудно. Но ведь в действи тельности не всегда так. Молодым спе циалистам очень часто приходится стал киваться со многими трудностями и бы тового, и производственного характера. Рисовать «райские идиллии» -— значит дезориентировать читателя. Мих. Глозус вообще любит «исправ лять» своих вначале не совсем положи тельных героев, причём порою с волшеб ной лёгкостью и быстротой. В рассказе- «Помогло» фигурирует отъявленный бю рократ Черпаков. Он прямо заявляет, что критики не боится. Не разбирает заяв ления рабочих, говоря: «Пускай лежат... никуда не денутся». В приёмный день без всяких оснований не принимает по сетителей. Словом, бюрократ настолько ярко выраженный и откровенный, что в жизни, пожалуй, такого и не встре тишь. Но достаточно было одного профсо юзного собрания и одной беседы с се кретарём парткома, как бюрократ пере родился и через короткое- время стал совсем неузнаваемым: приветлив, внима телен, посетителей принимает беспре пятственно и т. д. Стремление к лакировке наблюдается и в других рассказах и фельетонах. Неудачно в отдельных своих произве дениях рисует автор и явления отрица тельные. Особенно ярко это выражено в фельетоне «Под надёжной защитой». В каком-то кооперативе продавщица Нина Михайловна произвела растрату. Но после телефонного звонка её мужа, главы Рыболовпотребсоюза, растратчицу не только не привлекают к ответствен ности, но ещё дают ссуду в две тыся чи рублей. Через длительное время предъявляется иск на возврат ссуды, но суд почему-то отказывает в иске. «На правили, — повествуется в рассказе, — письмо-жалобу вышестоящему начальни-i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2