Сибирские огни, 1954, № 5
его революционером-пропагандистом. Она пишет: «Использовав талант юмориста, он в простой, доступной форме разъяс нял народу принципы политики совет ской власти», он «встал на путь писате- ля-пропагандиста». Но уже тремя страни цами дальше она изображает Шишкова этих лет как типичного мелкобуржуазного гуманиста, полностью зачёркивая пред шествующую характеристику: «...автор склонен был в то время считать, что ре волюция должна быть милосердна к вра гам народа» (стр. 71). На стр. 98 А. Бог данова утверждает, что «В. Шишков был далёк от упадочнических... настроений», но уже на следующей странице, в связи с оценкой его рассказа «Бакланов — таёжный волк», заявляет: «Это^ не что иное как проповедь непротивления злу насилием, толстовщина» (стр. 99). Такие «неувязки» ничего не разъясняют чита телю; они способны только запутать его, повергнуть в недоумение. Как известно, в творческом развитии Шишкова огромную роль сыграл Максим Горький. Великий пролетарский писатель высоко ценил талант Шишкова и всемер но содействовал его реалистическому раз витию. В книге А. Богдановой рассказы вается об отношениях между Горьким и Шишковым, приводится на эту тему ряд интересных данных. Но и этот вопрос ос вещён без должной глубины и опять-таки не без противоречий и неточностей. Ха рактеризуя Шишкова периода первой мировой *войны, изображая его полити ческим единомышленником Горького, А. Богданова пишет, что «Шишков прим кнул к идеям горьковского журнала «Ле топись», который разъяснял, что война враждебна коренным интересам рабочих и крестьян» (стр. 42). Между тем, Шиш ков ни в 1915 — 16, ни в 1917 г. не сто ял на том уровне антивоенной идеологии, который был характерен для Горького. А. Богданова очень скоро подтверждает это, опровергая собственное утверждение об антивоенных позициях Шишкова тех лет цитатой из воспоминаний К. М. Жиха ревой о Шишкове 1917 года: «Вначале весь круг наших знакомых и сами мы поддерживали временное правительство, ждали учредительного собрания и счита ли нужным воевать и хранить верность союзникам» (стр. 57). Итак, совершенно очевидно, что А. Богданова снова прояви ла поспешность, объявив Шишкова пред революционных лет политическим со ратником Горького в его антивоенной борьбе. Вопрос об учёбе Шишкова у Горького — это прежде всего вопрос об освоении Шишковым принципов нового художест венного метода —- метода социалистиче ского реализма, основоположником и тео ретиком которого явился Горький. Меж ду тем, А. Богданова сводит этот большой и принципиальный вопрос к вопросу о тематических влияниях прозы Горького на прозу Шишкова и при этом пытается усматривать такие влияния даже там, где на них нет и намёка... «Начало повести «Тайга», где изображается звериный быт Кедровки, заставляет нас вспомнить опи сание рабочей слободки, которым откры вается роман Горького «Мать», — пишет А. Богданова (стр. 55), совершенно забы вая о глубоко новаторском характере это го зачина у Горького и соверщенно искус ственно и безосновательно сближая его с зачином шишковской «Тайги». О Шиш кове — авторе «Тайги» она заявляет, что его роднят с Горьким — автором «Матери» и «Лета», идейная содержа тельность и социальная заострённость произведения, реалистический показ жиз ни деревни, обличение косных и тёмных сторон крестьянского быта, сознание необходимости революции» (стр. 55). Но при этом А. Богданова совершенно не различает того, что реализм Горько го — это реализм социалистический, тогда как в «Тайге» В. Шишков ещё да леко не достиг такого реализма. Проблема влияний понимается А. Бог дановой весьма примитивно: она видит «влияния» там, где обнаруживает сход ность темы или сюжетных положений, не обращая внимания на различия в их раз работке и раскрытии. Так, она пишет: «Под влиянием горьковских произведе ний написаны рассказы Шишкова, где со всей остротой поставлена проблема существования «дна» для человека в условиях капиталистического строя» (стр. 39). Между те.м, т е м ы с о ц и а л ь н о г о д н а в творчестве молодого Шишкова б ы л и п о д с к а з а н ы е м у с а м о й ж и з н ь ю , а характер разре шения этих тем был у него тогда ещё далёк от горьковского, глубоко револю ционного решения. Как видим, в освещении темы—Горь кий и Шишков — А. Богданова прошла мимо главного — мимо вопроса о роли Горького в освоении Шишковым метода социалистического реализма. Важнейший вопрос идейно-художест венного развития В. Я. Шишкова совер шенно недостаточно разрабатывается A. Богдановой. Вместо конкретного ана лиза живого идейно-художественного процесса она даёт читателю уклончивые суждения, не позволяющие сделать чёт ких и ясных выводов. Вот, например, как А. Богданова характеризует творче ский метод автора «Угрюм-реки»: «Ана лиз «Угрюм-реки» говорит нам о том, что B. Я. Шишков успешно осваивал твор ческий метод социалистического реализ ма...» (стр. 117), «В работе над этим ро маном В. Я. Шишков продолжал луч шие традиции критического реализма» (стр. 118), «Но путь к освоению метода социалистического реализма — сложный путь, и он не сразу даётся писателю» (стр. 120). Попробуйте разобраться, что же это: продолжение критического реа лизма или освоение реализма социали стического? «успешное освоение» социа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2