Сибирские огни, 1954, № 5
Ал . ДЫМШИЦ Неудавшееся исследование Творчество В. Я. Шишкова — выдаю щегося советского писателя, замечатель ного мастера русской прозы — безуслов но заслушивает внимательного и вдум чивого изучения. К наследию этого боль шого и талантливого художника слова широкий советский читатель испытывает чувство живого интереса и глубокой люб ви. Наша критика должна помочь чи тателю разобраться в сложном пути, пройденном писателем, осветить зако номерности его художественного раз вития, определить его место в совет ской литературе, выступить горячим пропагандистом его творческих дости жений. Знакомясь с книгой А. Богдановой, выпущенной Новосибирским' книжным издательством', видишь, что автор при влёк немало разнообразных материалов, относящихся к изучению творчества В. Я. Шишкова, и работал над своей те мой с лучшими намерениями, но что дей ствовал он без необходимой для кри тика исследовательской тщательности. При этом и издательство (в лице редак тора книги Е. Шарниной) не оказало помощи автору, не проявило к нему должной требовательности. В. Я. Шишков прошёл большой и сложный путь идейно-художественного развития. Он начал писать задолго до Великой Октябрьской социалистической революции и дожил до торжества социа лизма. Он выступил в литературе в эпоху разгула буржуазно-декадентских течений, в эпоху страстной борьбы Горького про тив реакции в литературе и нашёл в себе силы вырасти в соратника Горького, пре одолеть тлетворные воздействия дека дентских течений и стать в советские го ды одним из видных представителей ли тературы социалистического реализма. Перед исследователем творческого пути В. Я. Шишкова, совершенно естественно, возникают такие вопросы, как вопрос об отношении писателя к декадентству, о связях его с Горьким, о процессе фор мирования тенденций социалистического реализма в его творчестве. Всех этих во просов касается в своей работе А. Богда- 1 А. А. Б о г д а н о в а . «Вячеслав Шиш ков». Новосибирское книжное изд-во, 1953 г., 255 стр. Редактор Е. Шарнина. нова. Но получают они под её пером весьма нечёткое, а порой и превратное объяснение. В самом деле, можно ли согласиться с А. Богдановой, утверждающей, что «Шишков с самого, начала творческой деятельности стоит в стороне от упадоч нических течений декадентства...» (стр. 24)? Всякий человек, пожелавший познакомиться с творчеством раннего Шишкова, легко убедится в том, что Шишков в начале своего пути (как и мо лодой Чапыгин) испытывал очевидное воздействие прозы символистов, кото рое он впоследствии преодолел самым решительном образом. Непонятно, зачем А. Богданова пытается «улучшить» исто рию. Впрочем, она чувствует шаткость свое го утверждения и в последующем изло жении не раз сама опровергает его ука заниями на влияние Ремизова на раннего Шишкова. Так, она пишет: «Что касает ся замечания Горького, что Шишков пи шет «чуточку под Ремизова», оно не ли шено оснований» (стр. 36), «иной раз и проскальзывал в его произведениях штрих, идущий от Ремизова: увлечение сказовой манерой в отрыве от содержа ния (?1), толкование действительности в духе мистических бредней» (стр. 64). Та ким образом, А. Богданова входит в про тиворечие с собственным .утверждением, а засим ещё более углубляет это проти воречие тем, что начинает в полном не соответствии с действительностью «оты скивать» черты декадентства в зрелом творчестве Шишкова советских лет. Ха рактеризуя одно из лучших произведе ний В. Шишкова, его роман «Угрюм-ре» ка», А. Богданова заявляет, что в нём «встречаются страницы, написанные в декадентском духе» (стр. 165), и совер шенно бездоказательно приписывает Шишкову «словесные выверты, свой ственные декадентской прозе», и «ми стические отступления» (стр. 166). Здесь А. Богданова очевидным образом «ухуд шает» историю. Подобные логические противоречия возникают у автора даже при характери стике частных моментов творческой био графии писателя. На стр. 68, говоря о деятельности Шишкова в годы военного коммунизма, А. Богданова представляет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2