Сибирские огни, 1954, № 5
лоса». Начинается оно описанием кон кретного факта: Я снова в местах, где Тунгуска стремится Слить волны с твоею волной, Енисей... Два колоса спелой, янтарной пшеницы Сегодня леж ат на ладони моей. Но перечтём следующие четверости шия: Ну, экая невидаль! — скаж ут иные, — Подите ж, открытие сделал поэт! Отборной пшеницей поля золотые Шумят по стране с незапамятны х лет. Я с ними и мог бы в душе согласиться, Когда бы не то, что я видел сейчас: Ведь это особого рода пшеница, И мало подобной пшеницы у нас. Образная речь вытеснена здесь много словной и даже несколько косноязычной риторикой. В самом жанре публицисти ческого стихотворного фельетона, в кото ром пробует здесь работать Казимир Ли совский, конечно, нет ничего порочного. Им с успехом пользовались и В. Ма яковский, и Д. Бедный, и К. Симонов и другие наши видные поэты. Плохо то, что речь поэта в приведённом отрывке из стихов Казимира Лисовского утрачи вает интонации, присущие поэзии, сби ваясь на чисто газетную информацию. Дальнейший ход этого сравнительно длинного стихотворения, насчитывающе го 48 строк, только подтверждает впечат ление, произведённое начальными четве ростишиями. Поэт совсем не раскрыл образного, поэтического существа тех фактов жизни, о которых ведёт речь. От зимостойкой пшеницы, выведенной у Полярного Круга, поэт вдруг перехо дит к картошке: И сразу припомнились мне по порядку Страницы истории нашей живой. Когда здесь картофеля первую грядку Впервые растил декабрист Шаховской. Дальше — очень скучно изложенные мечты о будущем, когда на бескрайних просторах полярных широт загудят хле боуборочные комбайны. Вот и всё стихо творение. Факт, положенный в его основу, дей ствительно содержит в себе зерно истин ной поэзии. Мечты о завтрашнем дне, когда советские люди добьются и от ску пой природы Крайнего Севера невидан ных урожаев, могли бы стать подлинно романтичными, могли бы придать всему стихотворению неподдельный поэтиче ский пафос. Но стихотворение это на самом деле холодно, умозрительно и ли шено той истинной романтики, без кото рой, в сущности, невозможно плодотвор ное развитие метода социалистического реализма. А ведь Казимир Лисовский умеет во площать эту романтику в полновесны© поэтические образы. Взять, к примеру, стихотворение «Памятник Щетинкину». Речь здесь идёт о монументе, воздвигну том в честь героя-партизана. Ты в жизни не видал .его ни разу, Был мирный день, когда родился ты, И только по отцовскому рассказу Ты у знаеш ь знакомые черты. Ведь, вероятно, зёрна зимостойкой пшеницы автор, действительно, сам дер жал на своей ладони, а Щетинкина он и впрямь никогда не видел и знает о нём лишь с чужих слов. Казалось бы — парадоксально, но сти хи о пшенице, в основе которых лежат- реальные, знакомые Казимиру Лисовско му, факты, — насквозь рассудочны, а стихи о незнакомом автору партиза не — полны подлинной поэзии. Читатель, вместе с автором видит И этот взгляд, в бою не знавший страха, И этот подбородок волевой, И эту партизанскую папаху, Увенчанную красною звездой . Всё, казалось бы, просто, безыскус ственно, а тем не менее эти строки до стигают своей цели, что никак нельзя сказать о стихах, посвящённых пшенице. Значит дело не в том, чтобы поэт обя зательно лично был знаком с фактом, изображаемым в стихотворении, не в том, чтобы он, так сказать, «прощупал его руками», а в том, чтобы он внутрен не пережил и перечувствовал его, сделал необходимым элементом своей духовной биографии. Только так и стоит работать, в поэзии. Казимир Лисовский — одарённый ав тор. Перед ним могут открыться перспек тивы серьёзного роста и поэтического мужания. Но для этого ему нужно отка заться от многих предрассудков, мешаю щих его движению вперёд, для этого ему нужно гораздо более требовательно и взыскательно подойти к собственному творчеству, расширить свой тематиче ский, жанровый и идейно-художествен ный диапазон. И локальная сибирская, ограниченность, и многословие, и ритори ка, и субъективизм, и другие недостатки поэзии Казимира Лисовского, безуслов но, преодолимы, ибо в основе её лежит горячее и искреннее патриотическое чув ство, — поэт действительно стремится жить одной жизнью с народом. Пожелаем, чтобы это стремление бы ло плодотворно и до конца реализован© в дальнейшей работе поэта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2