Сибирские огни, 1954, № 5

лоса». Начинается оно описанием кон­ кретного факта: Я снова в местах, где Тунгуска стремится Слить волны с твоею волной, Енисей... Два колоса спелой, янтарной пшеницы Сегодня леж ат на ладони моей. Но перечтём следующие четверости­ шия: Ну, экая невидаль! — скаж ут иные, — Подите ж, открытие сделал поэт! Отборной пшеницей поля золотые Шумят по стране с незапамятны х лет. Я с ними и мог бы в душе согласиться, Когда бы не то, что я видел сейчас: Ведь это особого рода пшеница, И мало подобной пшеницы у нас. Образная речь вытеснена здесь много­ словной и даже несколько косноязычной риторикой. В самом жанре публицисти­ ческого стихотворного фельетона, в кото­ ром пробует здесь работать Казимир Ли­ совский, конечно, нет ничего порочного. Им с успехом пользовались и В. Ма­ яковский, и Д. Бедный, и К. Симонов и другие наши видные поэты. Плохо то, что речь поэта в приведённом отрывке из стихов Казимира Лисовского утрачи­ вает интонации, присущие поэзии, сби­ ваясь на чисто газетную информацию. Дальнейший ход этого сравнительно длинного стихотворения, насчитывающе­ го 48 строк, только подтверждает впечат­ ление, произведённое начальными четве­ ростишиями. Поэт совсем не раскрыл образного, поэтического существа тех фактов жизни, о которых ведёт речь. От зимостойкой пшеницы, выведенной у Полярного Круга, поэт вдруг перехо­ дит к картошке: И сразу припомнились мне по порядку Страницы истории нашей живой. Когда здесь картофеля первую грядку Впервые растил декабрист Шаховской. Дальше — очень скучно изложенные мечты о будущем, когда на бескрайних просторах полярных широт загудят хле­ боуборочные комбайны. Вот и всё стихо­ творение. Факт, положенный в его основу, дей­ ствительно содержит в себе зерно истин­ ной поэзии. Мечты о завтрашнем дне, когда советские люди добьются и от ску­ пой природы Крайнего Севера невидан­ ных урожаев, могли бы стать подлинно романтичными, могли бы придать всему стихотворению неподдельный поэтиче­ ский пафос. Но стихотворение это на самом деле холодно, умозрительно и ли­ шено той истинной романтики, без кото­ рой, в сущности, невозможно плодотвор­ ное развитие метода социалистического реализма. А ведь Казимир Лисовский умеет во­ площать эту романтику в полновесны© поэтические образы. Взять, к примеру, стихотворение «Памятник Щетинкину». Речь здесь идёт о монументе, воздвигну­ том в честь героя-партизана. Ты в жизни не видал .его ни разу, Был мирный день, когда родился ты, И только по отцовскому рассказу Ты у знаеш ь знакомые черты. Ведь, вероятно, зёрна зимостойкой пшеницы автор, действительно, сам дер­ жал на своей ладони, а Щетинкина он и впрямь никогда не видел и знает о нём лишь с чужих слов. Казалось бы — парадоксально, но сти­ хи о пшенице, в основе которых лежат- реальные, знакомые Казимиру Лисовско­ му, факты, — насквозь рассудочны, а стихи о незнакомом автору партиза­ не — полны подлинной поэзии. Читатель, вместе с автором видит И этот взгляд, в бою не знавший страха, И этот подбородок волевой, И эту партизанскую папаху, Увенчанную красною звездой . Всё, казалось бы, просто, безыскус­ ственно, а тем не менее эти строки до­ стигают своей цели, что никак нельзя сказать о стихах, посвящённых пшенице. Значит дело не в том, чтобы поэт обя­ зательно лично был знаком с фактом, изображаемым в стихотворении, не в том, чтобы он, так сказать, «прощупал его руками», а в том, чтобы он внутрен­ не пережил и перечувствовал его, сделал необходимым элементом своей духовной биографии. Только так и стоит работать, в поэзии. Казимир Лисовский — одарённый ав­ тор. Перед ним могут открыться перспек­ тивы серьёзного роста и поэтического мужания. Но для этого ему нужно отка­ заться от многих предрассудков, мешаю­ щих его движению вперёд, для этого ему нужно гораздо более требовательно и взыскательно подойти к собственному творчеству, расширить свой тематиче­ ский, жанровый и идейно-художествен­ ный диапазон. И локальная сибирская, ограниченность, и многословие, и ритори­ ка, и субъективизм, и другие недостатки поэзии Казимира Лисовского, безуслов­ но, преодолимы, ибо в основе её лежит горячее и искреннее патриотическое чув­ ство, — поэт действительно стремится жить одной жизнью с народом. Пожелаем, чтобы это стремление бы­ ло плодотворно и до конца реализован© в дальнейшей работе поэта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2