Сибирские огни, 1954, № 5

быть более фантастическим, чем развёр­ нутая метафора этого поэтического ше­ девра? Поэт кричит солнцу, чтобы оно слезло с небес и шло к нему в гости пить чай. И вот солнце послушалось. «Расставив луч-шаги», оно шагает по по­ лю. На первый взгляд — немыслимая картина. Но вспомним, как, действитель- но, « ш а г а ю т » по открытому месту лучи солнца, внезапно появляющегося или скрывающегося за тучей, — и нам станет ясна реалистическая основа обра­ за, созданного В. Маяковским. Читаем стихотворение дальше. Масса солнца вваливается в окошки, в дверь, в щели. Снова — какая неожиданность, какая необычность! Но вспомним, как, действительно, проникает свет солнца в любую щёлочку какого-нибудь тёмного сарая, как этот свет буквально пронизы­ вает всё вокруг человека, находящегося в темноте. И снова становится понятным и естественным невероятный, на пер­ вый взгляд, метафорический ход В. Мая­ ковского. Всё его стихотворение написа­ но с точки зрения самого обычного, самого реального человеческого восприя­ тия. Само солнце становится в его сти­ хотворении неким подобием разумного человеческого существа. Обратим внимание ещё на одну осо­ бенность поэм и больших стихотворений Казимира Лисовского. Как правило, поэт несколько раз на протяжении повество­ вания меняет поэтический размер. В по­ эме «Солнце над Курейкой» каждая глав­ ка написана в ином размере, причём иногда размер меняется даже посредине строфы. Поэт, таким образом, заставля­ ет рифмоваться строки, совсем несхожие между собой, по чередованию ударных и неударных слогов. Это производит крайне странное, искусственное впечат­ ление: И видя день — весенний, ясный, близкий. Они стоят. Они глядят во мглу... 3 Все тот же некраш еный столик в углу, И лам п а всё та зке на столике низком. Думается, что подобное рассечение строфы на две части, перебитой к тому же нумерацией главы, — является след­ ствием одного лишь авторского произво­ ла и не вызвано никакой внутренней не­ обходимостью. К. Лисовский заимство­ вал его из не очень удачных образцов поэзии 20-х годов. Неоправданные рез­ кие изменения ритма характерны и для стихотворений «Основатели», «Маль­ чик», «Вечное дыхание», «Заветное сло­ во» и других. Само развитие сюжета в этих произведениях настолько кратко, что они должны были бы быть написаны одним дыханием, в одном ритмическом ключе. Неясно, зачем К. Лисовский по­ ступает наоборот. Опять сошлёмся на опыт Маяковского. Перемены поэтических размеров, осу­ ществлённые им, например, в поэме «Хо­ рошо!», вызваны тем, что поэт созна­ тельно подчёркивает резкие контрасты в развитии самого сюжета поэмы, в смен не её настроений, — от грозного пафоса до нежной лирики, от гневной сатиры на врагов революции до жизнеутверж­ дающего гимна молодости. Поэма «Хо­ рошо!» построена как многоголосое, по­ лифоническое целое. Резко меняя поэти­ ческие размеры, В. Маяковский доби­ вается в разных главах этой поэмы решения различных частных эмоциональ­ но-художественных задач. Это ни в ка­ кой мере не мешает цельности его вещи. У Казимира Лисовского в упомянутых выше стихах дело обстоит иначе. Пере­ мены поэтических размеров сделаны им произвольно, они не вытекают из не­ обходимости смены настроения или из контрастности рисуемых картин и пото­ му воспринимаются как нарушение худо­ жественного единства. Метод социалистического реализма не декретирует никаких обязательных норм или уставов поэтического мастер­ ства. Наоборот, любому мастеру слова предоставлена полная свобода в выборе художественных средств. Чем своеобраз­ ней, чем самобытней они будут — тем лучше. Это будет способствовать много­ образию творческих манер, богатству по­ этических индивидуальностей внутри единой по своим идейным устремлениям советской литературы. И однако, это стилевое многообразие только тогда будет обладать подлинной ценой, когда оно не искусственно ут­ верждено во имя моды или во имя автор­ ского произвола, а когда оно вытекает из потребностей жизненного материала, когда оно выражает новые стороны идей­ ного опыта писателя. В. Маяковский в числе прочего заме­ чателен тем, что многочисленные черты его новаторства в области формы тесно связаны с содержанием его поэзии и в конечном счёте именно этим содер­ жанием и обусловлены. Поэтический опыт В. Маяковского драгоценен для понимания существа ме­ тода социалистического реализма в по­ эзий. Именно опираясь на этот опыт, и Казимир Лисовский, и другие наши поэты могут и должны преодолевать эле­ менты субъективизма в своей поэтике, элементы произвола и случайности в по­ строении образной ткани стиха. * * * Существенным недостатком ряда сти­ хов Казимира Лисовского является их рационалистичность, слабость их эмо­ ционального, лирического начала. Для примера возьмём стихотворение «Два ко­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2