Сибирские огни, 1954, № 5
быть более фантастическим, чем развёр нутая метафора этого поэтического ше девра? Поэт кричит солнцу, чтобы оно слезло с небес и шло к нему в гости пить чай. И вот солнце послушалось. «Расставив луч-шаги», оно шагает по по лю. На первый взгляд — немыслимая картина. Но вспомним, как, действитель- но, « ш а г а ю т » по открытому месту лучи солнца, внезапно появляющегося или скрывающегося за тучей, — и нам станет ясна реалистическая основа обра за, созданного В. Маяковским. Читаем стихотворение дальше. Масса солнца вваливается в окошки, в дверь, в щели. Снова — какая неожиданность, какая необычность! Но вспомним, как, действительно, проникает свет солнца в любую щёлочку какого-нибудь тёмного сарая, как этот свет буквально пронизы вает всё вокруг человека, находящегося в темноте. И снова становится понятным и естественным невероятный, на пер вый взгляд, метафорический ход В. Мая ковского. Всё его стихотворение написа но с точки зрения самого обычного, самого реального человеческого восприя тия. Само солнце становится в его сти хотворении неким подобием разумного человеческого существа. Обратим внимание ещё на одну осо бенность поэм и больших стихотворений Казимира Лисовского. Как правило, поэт несколько раз на протяжении повество вания меняет поэтический размер. В по эме «Солнце над Курейкой» каждая глав ка написана в ином размере, причём иногда размер меняется даже посредине строфы. Поэт, таким образом, заставля ет рифмоваться строки, совсем несхожие между собой, по чередованию ударных и неударных слогов. Это производит крайне странное, искусственное впечат ление: И видя день — весенний, ясный, близкий. Они стоят. Они глядят во мглу... 3 Все тот же некраш еный столик в углу, И лам п а всё та зке на столике низком. Думается, что подобное рассечение строфы на две части, перебитой к тому же нумерацией главы, — является след ствием одного лишь авторского произво ла и не вызвано никакой внутренней не обходимостью. К. Лисовский заимство вал его из не очень удачных образцов поэзии 20-х годов. Неоправданные рез кие изменения ритма характерны и для стихотворений «Основатели», «Маль чик», «Вечное дыхание», «Заветное сло во» и других. Само развитие сюжета в этих произведениях настолько кратко, что они должны были бы быть написаны одним дыханием, в одном ритмическом ключе. Неясно, зачем К. Лисовский по ступает наоборот. Опять сошлёмся на опыт Маяковского. Перемены поэтических размеров, осу ществлённые им, например, в поэме «Хо рошо!», вызваны тем, что поэт созна тельно подчёркивает резкие контрасты в развитии самого сюжета поэмы, в смен не её настроений, — от грозного пафоса до нежной лирики, от гневной сатиры на врагов революции до жизнеутверж дающего гимна молодости. Поэма «Хо рошо!» построена как многоголосое, по лифоническое целое. Резко меняя поэти ческие размеры, В. Маяковский доби вается в разных главах этой поэмы решения различных частных эмоциональ но-художественных задач. Это ни в ка кой мере не мешает цельности его вещи. У Казимира Лисовского в упомянутых выше стихах дело обстоит иначе. Пере мены поэтических размеров сделаны им произвольно, они не вытекают из не обходимости смены настроения или из контрастности рисуемых картин и пото му воспринимаются как нарушение худо жественного единства. Метод социалистического реализма не декретирует никаких обязательных норм или уставов поэтического мастер ства. Наоборот, любому мастеру слова предоставлена полная свобода в выборе художественных средств. Чем своеобраз ней, чем самобытней они будут — тем лучше. Это будет способствовать много образию творческих манер, богатству по этических индивидуальностей внутри единой по своим идейным устремлениям советской литературы. И однако, это стилевое многообразие только тогда будет обладать подлинной ценой, когда оно не искусственно ут верждено во имя моды или во имя автор ского произвола, а когда оно вытекает из потребностей жизненного материала, когда оно выражает новые стороны идей ного опыта писателя. В. Маяковский в числе прочего заме чателен тем, что многочисленные черты его новаторства в области формы тесно связаны с содержанием его поэзии и в конечном счёте именно этим содер жанием и обусловлены. Поэтический опыт В. Маяковского драгоценен для понимания существа ме тода социалистического реализма в по эзий. Именно опираясь на этот опыт, и Казимир Лисовский, и другие наши поэты могут и должны преодолевать эле менты субъективизма в своей поэтике, элементы произвола и случайности в по строении образной ткани стиха. * * * Существенным недостатком ряда сти хов Казимира Лисовского является их рационалистичность, слабость их эмо ционального, лирического начала. Для примера возьмём стихотворение «Два ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2