Сибирские огни, 1954, № 5

Гнёт ли ветер холодный осину. За окошком туман или дождь, Телогрейку на плечи накинув, Ты в поля на рассвете идёшь. В этих строфах подкупает сдержанная лиричность, соединённая с почти дело­ вым прозаическим описанием душевного состояния человека. И хотя автор не рас­ крывает внутренний мир своей героини во всей его сложности, во всей его пси­ хологической полноте, — образ её стано­ вится близким и понятным читателю. Совсем иную тему берёт Казимир Ли­ совский в стихотворении «Декабрист». В нём нарисован образ одного из героев Сенатской площади, живущего в далё­ кой сибирской ссылке. Но сознание героя полно живых и активных воспоминаний о событиях 14 декабря. Не сломили его волю ни жестокость приговора, ни тяго­ ты быта. Будучи подслеповатым стари-' ком, он с увлечением наблюдает по во­ скресеньям кулачные бои на льду реки в глухом сибирском городке. Эта, каза­ лось бы, случайная деталь биографии Давыдова неожиданно помогла поэту создать выразительные строки о непрек­ лонности духа славного революционера, о неподдельной молодости его сердца: Нет! Удаль и суровость эта, И взглядов дерзкие огни, И холод зим, и скупость лета — Ему давным-давно сродни. Когда, преодолев одышку, Идёт он, недугом томим, Все, даже встречные мальчишки, Снимают шапки перед ним. Но, к сожалению, далеко не всегда удаются Казимиру Лисовскому психоло­ гические характеристики, далеко не всег­ да он умеет выбрать действительно прав­ дивые детали, верно изобразить внутрен­ ний мир человека, его поступки, его душевные движения. Начнём с некоторых, сравнительно вто­ ростепенных примеров. Вот автор пы­ тается нарисовать лирический портрет молодого штурмана теплохода «Земну- хов». О его характере мы узнаём крайне немногое, — только то, что «хмурит бро­ ви». Далее поэт сообщает, что комсо­ мольская вахта героя быстро одолевает все преграды. Наконец, для того, чтобы создать видимость лиризма, автор упо­ минает о любви. Но и любовь героя по­ казана до крайности примитивно, — девушка, о которой мечтает молодой штурман, оказывается «шустрая, ну, пря­ мо —■егоза», с ней легки любые трудно­ сти, у неё золотые косы и голубые гла­ за. В заключение автор «выводит мо­ раль»: Что ж, большая, чистая любовь Нам всегда в работе помогает. Как видим, стихотворение построено по шаблонному примитиву, а скучная и постная назидательная концовка бук­ вально убивает художественное впечат­ ление. В другом стихотворении — «Баллада о радисте» — Казимир Лисовский хочет показать преданного делу полярного ра­ ботника Иннокентия Панова, прибывше­ го на Север с путёвкой ЦК комсомола, его любовь к своему делу.. Но опять-таки, как и в предыдущем, разобранном выше, стихотворении, поэт не находит подлин­ но реалистических красок. Нарисован­ ный им человеческий портрет отдаёт фальшью: Однажды он выехал в Сочи. Но Чёрного моря вода Напомнила белые ночи И вдруг... потянуло сюда. Чем вода Чёрного моря может напом­ нить белые ночи Крайнего Севера — не­ понятно. Почему радист не может нор­ мально, как большинство людей, отдох­ нуть на юге и обязательно должен рваться обратно в Заполярье — тоже не мотивировано. Образ героя получает­ ся аскетическим, жертвенным, а потому неправдивым. А что можно сказать о стихотворении «Имени Ленина», посвящённом каналу Волго-Дон? Замысел автора можно толь­ ко приветствовать, •— он выходит здесь за пределы локальной местной тематики, пытаясь изобразить большое явление со­ временности. Но опять Казимира Лисов­ ского подводит словесная неточность. Он пишет, рисуя Волго-Дон: О таком вот канале огромнейшем разве Не мечтал и не думал Владимир Ильич? В том-то и дело, что Ленин мечтал не о «т а к о м» канале, а именно об э т о м конкретном канале, построенном в наши дни советскими людьми между Волгой и Доном. Ошибка поэтом допуще­ на, на первый взгляд, небольшая, но она сильно искажает суть дела, о котором говорит поэт. Совсем неудачна заключительная строфа: Проплывают речные суда через шлюзы, Схожи с белыми чайками в утренний час... Это только возможно в Советском Союзе. Только в нашем Отечестве. Только у нас. Конечно, К. Лисовский не думает, что проход судов через шлюзы или их сход­ ство с белыми чайками возможны толь­ ко в Советском Союзе. Но невольно из-за грамматической неточности строфы она приобретает именно этот нелепый смысл. Далеко не во всём удовлетворяют и многократно переиздававшиеся произ­ ведения Казимира Лисовского, посвя­ щённые пребыванию товарища Сталина в Курейке. Этим стихам и поэме «Солн­ це над Курейкой» нельзя отказать в жи­ вом, искреннем чувстве. В них есть хо­ рошие, сильные строфы, есть удачные образы. Но поэтические возможности автора реализованы ' им здесь далеко не полностью. Вот, например, Казимир Лисовский хочет раскрыть внутренний мир Сталина в годы ссылки:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2