Сибирские огни, 1954, № 5
Гнёт ли ветер холодный осину. За окошком туман или дождь, Телогрейку на плечи накинув, Ты в поля на рассвете идёшь. В этих строфах подкупает сдержанная лиричность, соединённая с почти дело вым прозаическим описанием душевного состояния человека. И хотя автор не рас крывает внутренний мир своей героини во всей его сложности, во всей его пси хологической полноте, — образ её стано вится близким и понятным читателю. Совсем иную тему берёт Казимир Ли совский в стихотворении «Декабрист». В нём нарисован образ одного из героев Сенатской площади, живущего в далё кой сибирской ссылке. Но сознание героя полно живых и активных воспоминаний о событиях 14 декабря. Не сломили его волю ни жестокость приговора, ни тяго ты быта. Будучи подслеповатым стари-' ком, он с увлечением наблюдает по во скресеньям кулачные бои на льду реки в глухом сибирском городке. Эта, каза лось бы, случайная деталь биографии Давыдова неожиданно помогла поэту создать выразительные строки о непрек лонности духа славного революционера, о неподдельной молодости его сердца: Нет! Удаль и суровость эта, И взглядов дерзкие огни, И холод зим, и скупость лета — Ему давным-давно сродни. Когда, преодолев одышку, Идёт он, недугом томим, Все, даже встречные мальчишки, Снимают шапки перед ним. Но, к сожалению, далеко не всегда удаются Казимиру Лисовскому психоло гические характеристики, далеко не всег да он умеет выбрать действительно прав дивые детали, верно изобразить внутрен ний мир человека, его поступки, его душевные движения. Начнём с некоторых, сравнительно вто ростепенных примеров. Вот автор пы тается нарисовать лирический портрет молодого штурмана теплохода «Земну- хов». О его характере мы узнаём крайне немногое, — только то, что «хмурит бро ви». Далее поэт сообщает, что комсо мольская вахта героя быстро одолевает все преграды. Наконец, для того, чтобы создать видимость лиризма, автор упо минает о любви. Но и любовь героя по казана до крайности примитивно, — девушка, о которой мечтает молодой штурман, оказывается «шустрая, ну, пря мо —■егоза», с ней легки любые трудно сти, у неё золотые косы и голубые гла за. В заключение автор «выводит мо раль»: Что ж, большая, чистая любовь Нам всегда в работе помогает. Как видим, стихотворение построено по шаблонному примитиву, а скучная и постная назидательная концовка бук вально убивает художественное впечат ление. В другом стихотворении — «Баллада о радисте» — Казимир Лисовский хочет показать преданного делу полярного ра ботника Иннокентия Панова, прибывше го на Север с путёвкой ЦК комсомола, его любовь к своему делу.. Но опять-таки, как и в предыдущем, разобранном выше, стихотворении, поэт не находит подлин но реалистических красок. Нарисован ный им человеческий портрет отдаёт фальшью: Однажды он выехал в Сочи. Но Чёрного моря вода Напомнила белые ночи И вдруг... потянуло сюда. Чем вода Чёрного моря может напом нить белые ночи Крайнего Севера — не понятно. Почему радист не может нор мально, как большинство людей, отдох нуть на юге и обязательно должен рваться обратно в Заполярье — тоже не мотивировано. Образ героя получает ся аскетическим, жертвенным, а потому неправдивым. А что можно сказать о стихотворении «Имени Ленина», посвящённом каналу Волго-Дон? Замысел автора можно толь ко приветствовать, •— он выходит здесь за пределы локальной местной тематики, пытаясь изобразить большое явление со временности. Но опять Казимира Лисов ского подводит словесная неточность. Он пишет, рисуя Волго-Дон: О таком вот канале огромнейшем разве Не мечтал и не думал Владимир Ильич? В том-то и дело, что Ленин мечтал не о «т а к о м» канале, а именно об э т о м конкретном канале, построенном в наши дни советскими людьми между Волгой и Доном. Ошибка поэтом допуще на, на первый взгляд, небольшая, но она сильно искажает суть дела, о котором говорит поэт. Совсем неудачна заключительная строфа: Проплывают речные суда через шлюзы, Схожи с белыми чайками в утренний час... Это только возможно в Советском Союзе. Только в нашем Отечестве. Только у нас. Конечно, К. Лисовский не думает, что проход судов через шлюзы или их сход ство с белыми чайками возможны толь ко в Советском Союзе. Но невольно из-за грамматической неточности строфы она приобретает именно этот нелепый смысл. Далеко не во всём удовлетворяют и многократно переиздававшиеся произ ведения Казимира Лисовского, посвя щённые пребыванию товарища Сталина в Курейке. Этим стихам и поэме «Солн це над Курейкой» нельзя отказать в жи вом, искреннем чувстве. В них есть хо рошие, сильные строфы, есть удачные образы. Но поэтические возможности автора реализованы ' им здесь далеко не полностью. Вот, например, Казимир Лисовский хочет раскрыть внутренний мир Сталина в годы ссылки:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2