Сибирские огни, 1954, № 5
В ряде своих стихов и поэм Казимир Лисовский рассказывает об историческом прошлом Сибири. Он тщательно и лю бовно разыскивает в минувших годах образы людей, которые близки и дороги читателю и сегодня. Вот перед нами по лярный исследователь, путешественник,' герой-моряк — Бегичев. О нём Казимир Лисовский написал целую поэму. Вот об раз славного богатыря русского искус ства — художника Сурикова. Вот, дан ные в беглых набросках, Свердлов и Урицкий, связанные с историей Крас ноярска. Вот, наконец, образ молодого Сталина, сосланного в Курейку — глу хой рыбацкий станок на Енисее. Пребы ванию Сталина в Красноярском крае Ка зимир Лисовский посвятил несколько стихотворений и поэму «Солнце над Ку- рейкой». Нельзя пройти и мимо отраже ния в творчестве Казимира Лисовского ленинской темы (стихотворение «Ленин в Красноярске»). Всё это — положительные черты твор ческой работы Казимира Лисовского. И однако при всём значении его исто рико-революционных стихов и поэм они страдают некоторой ограниченностью.' Почти все исторические фигуры, на ко торых останавливается творческое вни мание поэта, преломлены им, так ска зать, через свою «местную», сибирскую призму. Это искусственное сужение те мы невольно накладывает на многие стихи и поэмы Казимира Лисовского известный отпечаток провинциальности: Вот, например, поэт говорит о ярком че ловеке — об одном из руководителей социалистической стройки — Серго Орд жоникидзе. Он показан в своём москов ском кабинете. Но перед мысленным взо ром наркома проходят почему-то только сибирские мечты, только образы буду щей индустриальной Сибири. Поэт пра вильно показывает бессмертие партийно го деятеля в труде советских людей. Он даёт яркую картину создания парово за «СО» (названного так в честь Серго Орджоникидзе). Но опять-таки и тут дело ограничивается Сибирью, более того, Красноярским паровозостроитель ным заводов. Разве такая сибирская локализация присуща образу реального Серго? Таким образом, одно из очевидных достоинств поэта (которое мы видим в тесной связи его творчества с родным краем, с его образами и темами) обора чивается в данном случае существенным недостатком. Образно-тематическая замкнутость Ка зимира Лисовского в пределах местных тем становится подчас серьёзным тормо зом для его более широкого и всесторон него творческого развития. Она начинает сказываться и на художественно-изобра зительных возможностях поэта. В этой связи необходимо остановиться на одном немаловажном вопросе литера турного «хозяйства» Казимира Лисовско го — на его увлечении местными слова ми, частично объяснёнными в кратких словариках, приложенных к некоторым сборникам нашего автора, а частично оставшихся и совсем без всяких объяс нений. Вот, например, поэма «Русский чело век Бегичев». Можно оправдать введение в эту поэму таких слов, как «а р г и ш» (олений поезд) или « х о р е й» (шест, ко торым погоняют оленей). Эти слова пе редают неповторимые особенности Севе ра. Но неужели было и впрямь необхо димо вводить в стих такие совсем непо нятные русскому читателю выражения, как « к о к о л ь д ы » , « б о к а р и » , «са- к уй» , « г о л о м о » , « п а с т ь » и многие другие, обозначающие различные части одежды и бытового обихода народов Крайнего Севера? Известно, каким противником подобно го рода нагнетания в литературу мест ных слов и словечек был Горький, как резко он критиковал за это Панфёрова и других писателей. Горький справедли во полагал, что подобная областническая манера сужает круг читателей, способ ствуя культурному разобщению жителей различных краёв и районов нашей вели кой страны. Указания Горького, видимо, ещё не дошли до сознания Казимира Лисов ского, иначе он не стал бы злоупотреб лять экзотическими речениями, столь утяжеляющими стих, который ещё в го раздо меньшей степени, нежели про за, способен выдержать непосильную для него нагрузку специальных этногра фических и лингвистических приме чаний. Достоинством стихов и поэм Казимира Лисовского является их живая связь с революционной современностью. Цельзя без волнения читать строфы талантливо го стихотворения «Вечное дыхание») где автор говорит об органической бли зости своего поколения большевистскому поколению отцов. Описывая краснояр ский Дом просвещения, Казимир Лисов-t ский с волнением говорит о тех собы тиях, свидетелем которых были его стены: Ровесник мой, глаза на миг закрой — И в этих зал ах ты услышишь снова, Не сломленный ни ссылкой, ни тюрьмой, Ж елезный голос Якова Свердлова. Актуальность многих стихов Казими ра Лисовского опирается на умение авто ра реалистически воспроизвести повсе дневность, показать рядовые, будничные события и дела в подлинно поэтическом обрамлении. Ярко дан, например, в од ном из стихотворений Казимира Лисов ского образ рядовой труженицы совет ских полей, которой «седой человек из Крайкома» вручает Золотую Звезду героини. Ночь идёт по селу торопливо, — Не уснуть тебе поздней порой! Может, градом повыбило ниву. Приглушило её лебедой?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2