Сибирские огни, 1954, № 5

В ряде своих стихов и поэм Казимир Лисовский рассказывает об историческом прошлом Сибири. Он тщательно и лю­ бовно разыскивает в минувших годах образы людей, которые близки и дороги читателю и сегодня. Вот перед нами по­ лярный исследователь, путешественник,' герой-моряк — Бегичев. О нём Казимир Лисовский написал целую поэму. Вот об­ раз славного богатыря русского искус­ ства — художника Сурикова. Вот, дан­ ные в беглых набросках, Свердлов и Урицкий, связанные с историей Крас­ ноярска. Вот, наконец, образ молодого Сталина, сосланного в Курейку — глу­ хой рыбацкий станок на Енисее. Пребы­ ванию Сталина в Красноярском крае Ка­ зимир Лисовский посвятил несколько стихотворений и поэму «Солнце над Ку- рейкой». Нельзя пройти и мимо отраже­ ния в творчестве Казимира Лисовского ленинской темы (стихотворение «Ленин в Красноярске»). Всё это — положительные черты твор­ ческой работы Казимира Лисовского. И однако при всём значении его исто­ рико-революционных стихов и поэм они страдают некоторой ограниченностью.' Почти все исторические фигуры, на ко­ торых останавливается творческое вни­ мание поэта, преломлены им, так ска­ зать, через свою «местную», сибирскую призму. Это искусственное сужение те­ мы невольно накладывает на многие стихи и поэмы Казимира Лисовского известный отпечаток провинциальности: Вот, например, поэт говорит о ярком че­ ловеке — об одном из руководителей социалистической стройки — Серго Орд­ жоникидзе. Он показан в своём москов­ ском кабинете. Но перед мысленным взо­ ром наркома проходят почему-то только сибирские мечты, только образы буду­ щей индустриальной Сибири. Поэт пра­ вильно показывает бессмертие партийно­ го деятеля в труде советских людей. Он даёт яркую картину создания парово­ за «СО» (названного так в честь Серго Орджоникидзе). Но опять-таки и тут дело ограничивается Сибирью, более того, Красноярским паровозостроитель­ ным заводов. Разве такая сибирская локализация присуща образу реального Серго? Таким образом, одно из очевидных достоинств поэта (которое мы видим в тесной связи его творчества с родным краем, с его образами и темами) обора­ чивается в данном случае существенным недостатком. Образно-тематическая замкнутость Ка­ зимира Лисовского в пределах местных тем становится подчас серьёзным тормо­ зом для его более широкого и всесторон­ него творческого развития. Она начинает сказываться и на художественно-изобра­ зительных возможностях поэта. В этой связи необходимо остановиться на одном немаловажном вопросе литера­ турного «хозяйства» Казимира Лисовско­ го — на его увлечении местными слова­ ми, частично объяснёнными в кратких словариках, приложенных к некоторым сборникам нашего автора, а частично оставшихся и совсем без всяких объяс­ нений. Вот, например, поэма «Русский чело­ век Бегичев». Можно оправдать введение в эту поэму таких слов, как «а р г и ш» (олений поезд) или « х о р е й» (шест, ко­ торым погоняют оленей). Эти слова пе­ редают неповторимые особенности Севе­ ра. Но неужели было и впрямь необхо­ димо вводить в стих такие совсем непо­ нятные русскому читателю выражения, как « к о к о л ь д ы » , « б о к а р и » , «са- к уй» , « г о л о м о » , « п а с т ь » и многие другие, обозначающие различные части одежды и бытового обихода народов Крайнего Севера? Известно, каким противником подобно­ го рода нагнетания в литературу мест­ ных слов и словечек был Горький, как резко он критиковал за это Панфёрова и других писателей. Горький справедли­ во полагал, что подобная областническая манера сужает круг читателей, способ­ ствуя культурному разобщению жителей различных краёв и районов нашей вели­ кой страны. Указания Горького, видимо, ещё не дошли до сознания Казимира Лисов­ ского, иначе он не стал бы злоупотреб­ лять экзотическими речениями, столь утяжеляющими стих, который ещё в го­ раздо меньшей степени, нежели про­ за, способен выдержать непосильную для него нагрузку специальных этногра­ фических и лингвистических приме­ чаний. Достоинством стихов и поэм Казимира Лисовского является их живая связь с революционной современностью. Цельзя без волнения читать строфы талантливо­ го стихотворения «Вечное дыхание») где автор говорит об органической бли­ зости своего поколения большевистскому поколению отцов. Описывая краснояр­ ский Дом просвещения, Казимир Лисов-t ский с волнением говорит о тех собы­ тиях, свидетелем которых были его стены: Ровесник мой, глаза на миг закрой — И в этих зал ах ты услышишь снова, Не сломленный ни ссылкой, ни тюрьмой, Ж елезный голос Якова Свердлова. Актуальность многих стихов Казими­ ра Лисовского опирается на умение авто­ ра реалистически воспроизвести повсе­ дневность, показать рядовые, будничные события и дела в подлинно поэтическом обрамлении. Ярко дан, например, в од­ ном из стихотворений Казимира Лисов­ ского образ рядовой труженицы совет­ ских полей, которой «седой человек из Крайкома» вручает Золотую Звезду героини. Ночь идёт по селу торопливо, — Не уснуть тебе поздней порой! Может, градом повыбило ниву. Приглушило её лебедой?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2