Сибирские огни, 1954, № 5

Тополиный снешок, заметающий станцию' «Снежница» под Красноярском, и же­ лезнодорожный пассажир, влюблённо переживающий сотое свидание с родным городом, у Казимира Лисовского безус­ ловно хороши. Хороши именно своей точностью и конкретностью. Встав на цыпочки, голову высунув, зорко Я гляж у из окна сквозь туманы и дым, Не видна ль с одинокой часовнею горка, Что над городом стражем стоит вековым. В реалистической манере дано изо­ бражение суровой полярной природы в поэме «Русский человек Бегичев»: . Уже седьмые сутки над Дудинкой Ревёт пурга без отдыха, без сна. Упрямо бьются колкие снежинки В слепые стёкла низкого окна. Кого она зовёт, о чём тоскует, С полярною соперничая Тьмой? Недаром люди непогодь такую Здесь называю т «тёмною пургой». Протянешь руку —и твоей ладони Не видно. Всё метёт, метёт, метёт... Олень, и тот в густом снегу утонет, Когда в такую вьюгу попадёт. Однако на пути Казимира Лисовского было немало трудностей. Случалось, отдельным его стихам и поэмам не хватало самостоятельности, поэт ученически подражал литературным образцам прошлого. Так, например, не» которые строфы его поэмы «Слово о женщине русской» (1946) разительно напоминали отдельные места из некра­ совской поэмы «Мороз красный нос». Но Некрасов не был единственным объектом подражания для автора этой поэмы. Столь же некритически заим­ ствовал Казимир Лисовский отдельные метафорические приёмы у такого несхо­ жего с Некрасовым поэта, как С. Есенин. Совсем по-есенински выглядят «костры багряных осин», «расцветавших полей сарафан». В этой поэме автором была сделана попытка раскрыть живой челове* ческий характер. Но эту попытку нельзя признать удавшейся. После гибели мужа на фронте героиня поэмы находит заб­ вение в колхозном труде. Показано это было поэтом неубедительно, при­ митивно. Сюжетные поэмы вообще не принад» лежат к лучшим образцам творчества Казимира Лисовского'. Если не считать поэму «Русский человек Бегичев», о ко» торой более подробно пойдёт речь ниже, Казимиру Лисовскому пока с трудом давались развёрнутые полотна, требую» щие многопланных решений. Книжной стилизацией веет от поэмы «Пять лучей звезды» (1948). Вещь эта написана не на основе конкретного жизненного ма­ териала, пережитого и перечувствован­ ного поэтом, а скорее является плодом чисто рационального, головного решения темы. VГораздо чаще Казимиру Лисовскому удавались и удаются пейзажные, лири­ ческие, историко-революционные стихо­ творения сравнительно меньшего объ» ёма. Именно в подобного рода стихотво­ рениях раскрывается своеобразное даро- * вание поэта. Колоритно описан Казимиром Лисов-: ским в ряде стихотворений Енисей.' Причём следует отметить, что это опи­ сание (например, в стихотворении «На бе­ регу Енисея») дано не статично, а испол­ нено движения и гула человеческого труда, пафоса социалистического созида» ния. Тоскливому крику чаек здесь про­ тивостоят песни людей, полные удали и отваги. С любовью, с чувством боль­ шой советской дружбы изображает Кази­ мир Лисовский представителей малых народов Севера — их исконное и тради­ ционное гостеприимство, их тягу к новой культуре, к слову партийной правды. Эвенк-гармонист, играющий в тайге во славу Дня Победы, и его соплеменни­ ки, поющие под гармонь русски© пес­ ни, — разве это не яркий образ нового, образ, нарисованный с позиций реализма и потому столь убедительный в своём оптимистическом звучании? К сожалению, критика не всегда вер­ но отмечала достоинства и недостатки поэта. В одной из рецензий, посвящён­ ных творчеству Казимира Лисовского, критик И. Сотников, например, писал: «В романтике поэта нет ничего про­ грессивного, передового, ведущего впе­ рёд. Многие стихи К. Лисовского не идут дальше умиления красотами северной природы и невоздержанных (?) восторгов эвенкийским гостеприимством. От ряда стихов поэта веет неоогревающей и пас­ сивной созерцательностью, эстетным лю­ бованием полярной экзотикой, чув­ ствуется оторванность поэта от нашего времени. Этот неоправданный строгий абзац яв­ ляется пустой придиркой. Стихи Кази­ мира Лисовского насквозь современны, поэту присуще постоянное стремление связать изображение природы с идейной целеустремлённостью своего творчества. Право же, упрёки И. Сотникова несо­ стоятельны! В произведениях Казимира Лисовского ясно и определённо чувствуется реали­ стический склад мышления. Романтика полярных странствий, столь близкая сердцу поэта, ни в какой мере не про­ тиворечит и не противостоит его реа­ лизму, а составляет с ним единое целее. Да и как может быть иначе? У советских людей, героев стихов и поэм Казимира Лисовского, нет разрыва, нет разлада между повседневностью и мечтой. Как знаменательно, например, что дикие гор­ ные ели Алтая напоминают поэту те де­ рева, что стоят в Москве, на Красной площади, у Мавзолея Ленина и Сталина (стихотворение «Серебристые ели»). Красота природы здесь естественно и не­ принуждённо сливается с красотой и поэзией того великого дела, которому служат большие и малые граждане стра­ ны советской — делу коммунизма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2