Сибирские огни, 1954, № 5
Тополиный снешок, заметающий станцию' «Снежница» под Красноярском, и же лезнодорожный пассажир, влюблённо переживающий сотое свидание с родным городом, у Казимира Лисовского безус ловно хороши. Хороши именно своей точностью и конкретностью. Встав на цыпочки, голову высунув, зорко Я гляж у из окна сквозь туманы и дым, Не видна ль с одинокой часовнею горка, Что над городом стражем стоит вековым. В реалистической манере дано изо бражение суровой полярной природы в поэме «Русский человек Бегичев»: . Уже седьмые сутки над Дудинкой Ревёт пурга без отдыха, без сна. Упрямо бьются колкие снежинки В слепые стёкла низкого окна. Кого она зовёт, о чём тоскует, С полярною соперничая Тьмой? Недаром люди непогодь такую Здесь называю т «тёмною пургой». Протянешь руку —и твоей ладони Не видно. Всё метёт, метёт, метёт... Олень, и тот в густом снегу утонет, Когда в такую вьюгу попадёт. Однако на пути Казимира Лисовского было немало трудностей. Случалось, отдельным его стихам и поэмам не хватало самостоятельности, поэт ученически подражал литературным образцам прошлого. Так, например, не» которые строфы его поэмы «Слово о женщине русской» (1946) разительно напоминали отдельные места из некра совской поэмы «Мороз красный нос». Но Некрасов не был единственным объектом подражания для автора этой поэмы. Столь же некритически заим ствовал Казимир Лисовский отдельные метафорические приёмы у такого несхо жего с Некрасовым поэта, как С. Есенин. Совсем по-есенински выглядят «костры багряных осин», «расцветавших полей сарафан». В этой поэме автором была сделана попытка раскрыть живой челове* ческий характер. Но эту попытку нельзя признать удавшейся. После гибели мужа на фронте героиня поэмы находит заб вение в колхозном труде. Показано это было поэтом неубедительно, при митивно. Сюжетные поэмы вообще не принад» лежат к лучшим образцам творчества Казимира Лисовского'. Если не считать поэму «Русский человек Бегичев», о ко» торой более подробно пойдёт речь ниже, Казимиру Лисовскому пока с трудом давались развёрнутые полотна, требую» щие многопланных решений. Книжной стилизацией веет от поэмы «Пять лучей звезды» (1948). Вещь эта написана не на основе конкретного жизненного ма териала, пережитого и перечувствован ного поэтом, а скорее является плодом чисто рационального, головного решения темы. VГораздо чаще Казимиру Лисовскому удавались и удаются пейзажные, лири ческие, историко-революционные стихо творения сравнительно меньшего объ» ёма. Именно в подобного рода стихотво рениях раскрывается своеобразное даро- * вание поэта. Колоритно описан Казимиром Лисов-: ским в ряде стихотворений Енисей.' Причём следует отметить, что это опи сание (например, в стихотворении «На бе регу Енисея») дано не статично, а испол нено движения и гула человеческого труда, пафоса социалистического созида» ния. Тоскливому крику чаек здесь про тивостоят песни людей, полные удали и отваги. С любовью, с чувством боль шой советской дружбы изображает Кази мир Лисовский представителей малых народов Севера — их исконное и тради ционное гостеприимство, их тягу к новой культуре, к слову партийной правды. Эвенк-гармонист, играющий в тайге во славу Дня Победы, и его соплеменни ки, поющие под гармонь русски© пес ни, — разве это не яркий образ нового, образ, нарисованный с позиций реализма и потому столь убедительный в своём оптимистическом звучании? К сожалению, критика не всегда вер но отмечала достоинства и недостатки поэта. В одной из рецензий, посвящён ных творчеству Казимира Лисовского, критик И. Сотников, например, писал: «В романтике поэта нет ничего про грессивного, передового, ведущего впе рёд. Многие стихи К. Лисовского не идут дальше умиления красотами северной природы и невоздержанных (?) восторгов эвенкийским гостеприимством. От ряда стихов поэта веет неоогревающей и пас сивной созерцательностью, эстетным лю бованием полярной экзотикой, чув ствуется оторванность поэта от нашего времени. Этот неоправданный строгий абзац яв ляется пустой придиркой. Стихи Кази мира Лисовского насквозь современны, поэту присуще постоянное стремление связать изображение природы с идейной целеустремлённостью своего творчества. Право же, упрёки И. Сотникова несо стоятельны! В произведениях Казимира Лисовского ясно и определённо чувствуется реали стический склад мышления. Романтика полярных странствий, столь близкая сердцу поэта, ни в какой мере не про тиворечит и не противостоит его реа лизму, а составляет с ним единое целее. Да и как может быть иначе? У советских людей, героев стихов и поэм Казимира Лисовского, нет разрыва, нет разлада между повседневностью и мечтой. Как знаменательно, например, что дикие гор ные ели Алтая напоминают поэту те де рева, что стоят в Москве, на Красной площади, у Мавзолея Ленина и Сталина (стихотворение «Серебристые ели»). Красота природы здесь естественно и не принуждённо сливается с красотой и поэзией того великого дела, которому служат большие и малые граждане стра ны советской — делу коммунизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2