Сибирские огни, 1954, № 5
К р и т и к а л г * б Ан. 1АРACEHROB О поэтической работе Казимира Лисовского Десять лет тому назад — в 1944 го ду — в Красноярском краевом издатель стве вышла из печати первая книжка стихов Казимира Лисовского «Клятва», включившая в свой состав около двух десятков стихотворений, написанных автором в 1941 —1944 гг. и связанных по своим темам с войной советского на- рода против немецко-фашистского на шествия. Здесь было немало слабых, не- выразительных строк и строф, немало общих фраз, торжественной и трескучей риторики, банальных и вялых образов. Всё это свидетельствует о том, что моло- дой автор, впервые пробовавший свои ■ силы в трудном и ответственном поэти ческом ремесле, не обладал ещё ни жиз ненным опытом, ни серьёзной идейной подготовкой, ни достаточным литератур ным умением. Но два произведения из этого сборника — «Враг не пройдёт» (посвящённое осаждённому врагами Ленинграду) и «Стихи о России» оста навливали, тем не менее, внимание чита теля. Они брали силою и непосредствен ностью патриотического чувства, выра женного поэтом просто и естественно: И тучи, и невзгоды злые Нависли над тобою вновь, Но ты жива, моя Россия, Надежда, родина, любовь. Пусть ветер раздувает угли, И труден путь, и долог он. Твой Новгород, твой старый Углич Не выйдут к немцу н а поклон. И снова, в пору грозной сечи, В годину бед, в тревожный час, Твой колокол на древнем вече К оружию сзы вает нас. Мы наш у честь и наше знамя На поруганье не дадим. За нами — солнце! Правда — снами ! И час победы — впереди! Пусть язык этих строк намеренно архаичен, пусть в них чувствуется не сколько наивная подражательность гражданской лирике прошлого века, мужественные интонации этих строф Казимира Лисовского содержали прямой призыв к действию, они были сродни тому главному направлению в развитии советской поэзии, которое связано с име-i нем Маяковского и которое составляет её честь и достоинство. И хотя больший- ству военных стихов Казимира Лисов ского были присущи многочисленные и серьёзные недостатки, о которых уже было говорено выше, приведённые строчки волновали, запоминались, буди ли чувство ненависти к врагам. В этом было их главное достоинство. Прошло немало времени с тех пор, как были опубликованы эти стихи. За истекшие годы Казимир Лисовский активно работал в советской поэзии. Его произведения неоднократно появля-' лись на страницах местной и централь ной периодики, зыходили отдельными сборниками, переиздавались в Красно ярске, Новосибирске, Москве, не раз были разобраны в литературно-критиче ских статьях и рецензиях. У поэта на копился опыт работы, определились за эти годы характерные черты его творческой манеры. Казимир Лисовский вырос в одного из наиболее интересных, одного из наи более заметных поэтов сегодняшней Сибири. Несомненным достоинством его многочисленных стихов и поэм явилась, как мне думается, патриотическая на правленность его творчества. Искренняя любовь к советской отчизне органически переплелась в стихах и поэмах Казимира Лисовского с любовью к родному краю, родному городу. Енисей и Нижняя Тунгуска, тайга и снежные метели, кедры и суровые мо розы упоминаются в стихах Казимира Лисовского не только потому, что поэт считает своим долгом ввести эти детали для соблюдения «местного колорита». Эти упоминания у поэта — не внешняя дань литературной моде или традиции, они органичны и потому необходимы. Напрасно некоторые критики упрекали Казимира Лисовского в слишком боль шом пристрастии к своему местному, сибирскому материалу. Нет, картины сибирской природы у Казимира Лисов ского часто исполнены настоящей жи вости и лиризма. Сибирский пейзаж, приметы родных и близких сердцу кар тин, городов, рек, тайги, снежных пу стынь нередко выполнены поэтом с во одушевлением и хорошей предметностью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2