Сибирские огни, 1954, № 5
ние в строительстве коммунизма — вот этого ещё и не хватает зачастую нашим писателям. Какой же вывод? Он один — изучать жизнь, активно, глубоко проникать в её явления, «расширять свой кругозор для того, чтоб расширить и углубить свою деятельность» (А. М. Горький). Только при этом условии «сибирские приметы» приобретут обобщающее значение, не бу дут чем-то чисто внешним, простой «при метой», будут служить средством для бо лее глубокого раскрытия сути явлений. Недостатки ряда литературных произве дений происходят потому, что их авторы идут описательным путём, регистрируют отдельные внешние приметы жизни, фиксируют лежащие на поверхности от дельные её явления. В таких* произведе ниях нет художественных обобщений, нет ярких, живых образов, волнующих читателя, подлинно типических. Писа тель, учил В. Г. Белинский, «должен выражать не частное и случайное, но об щее и необходимое, что даёт колорит и смысл всей его эпохе». А. М. Горь кий в своих письмах сибирякам прямо указывал: «не берите сибирские темы слишком узко». Другой вопрос, который слабо разра ботан нашей критикой на анализе кон кретных произведений, — это вопрос о типическом. В рецензии Е. Лучинецкого на первую книгу рассказов молодого писателя Н. Дементьева пишется: «Всех героев Н. Дементьева отличает типичность». Похвала высокая и ответственная. За этим должен последовать анализ — дока зательная расшифровка такой отличи тельной особенности всех героев молодо го автора. «Так и кажется, — продолжает критик, — что этих людей мы прежде встречали, знакомые ними». Вряд ли это можно принять за доказательство типич ности характеров героев Н. Дементьева. Кроме того, типичность в художествен- ном произведении — это не одна из от личительных особенностей героев произ ведения, а результат изображения, ре зультат выявления художником суммы тех качеств человека, которые являются наиболее существенными для определён ной группы людей. Конечно, Е. Лучинецкий не мог в не большой рецензии сделать должного, исчерпывающего анализа произведений Н. Дементьева, однако вопрос о типич ности настолько важный, что ему стоило бы уделить больше внимания, тем более, что рассказы Н. Дементьева дают до статочный для этого материал. На при мере Н. Дементьева, молодого, но спо собного писателя, можно было бы пока зать, как важно для писателя уменье из многогранной жизни, с её противоречия ми, с её тенденциями развития, отбирать главное, ведущее. Художественное ма стерство писателя — именно в уменье ясно, зримо показать главное, законо мерное в жизни, в уменье отбирать де тали, лепить характеры, выявлять типи ческое в композиции, в сюжетном по строении, в тщательном отборе слов. К а к всё это делает писатель, в ч ё м его искусство композиции, в ч ё м вы ражается его художественное мастер ство — вот предмет анализа художест венного произведения. Такого глубокого, строгого, взыска тельного анализа часто недостаёт нашим критическим статьям. Иногда даже такой анализ считается как нечто необязатель ное. Так, Е. Лучинецкий, одобрительно изложив содержание романа П. Ворони на, сформулировав его идею, заявляет: «Нет нужды подтверждать это цитатами и ссылками. Читатель без труда заметит всё хорошее, что есть в романе». Есте ственно возникает вопрос, с какой целью написана эта рецензия, если нет нужды анализировать произведение и читатель сам без труда разберётся. Не из-за от сутствия ли такого анализа романа автор рецензии не сумел доказать своё соб ственное положение: в первой половине романа центральный герой романа Бу ров — схема, а во второй — он живой человек. Между тем, ни характер героя, ни художественные средства, которыми пользовался автор при его создании, не изменились. Каков же всё-таки на самом деле центральный герой произведения в целом? Для читателя рецензии этот вопрос остаётся без ответа. А ведь кри тик должен дать ответ на все волнующие читателя вопросы, должен вести его за собой, способствовать формированию его коммунистического мировоззрения и его эстетических принципов. Неблагополучие с литературной крити кой должно быть преодолено. В. И. Ленин писал, что без литературной критики «большая» газета невозможна», тем более невозможны без неё ни журнал, ни аль манах. Отделениям Союза советских писателей следует уделять внимания ли тературной критике больше, чем они это делали до сих пор. Подготовка, воспита ние критических кадров, повышение идейно-теоретического уровня крити ков — первейшая задача организаций Союза советских писателей, редакций журналов, альманахов, газет. Наконец, слово за самими критиками. Нет спора, что они и прежде всего они должны активизировать свою деятель ность, более глубоко изучать богатый опыт советской литературы, смелее, по- партийному, строго научно решать на сущные проблемы литературной теории и литературной практики. 12. «Сибирские огни» № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2