Сибирские огни, 1954, № 5
и исчерпывается анализ художественного образа. Один из центральных героев романа характеризуется так: «Ярманка (брат Борлая) — типичный представитель ал тайской молодёжи, не испытавшей в пол ной мере байского гнёта, а потому лег че и быстрее, чем старшее поколение, проходящей путь от патриархально-фео дальных отношений к социализму. Яр манка едет учиться сам, учит других, за тем становится секретарём айкома пар тии — руководителем своего народа, на рушает старые обычаи и строит по-ново му семейную жизнь». Таким методом проанализированы все образы романа. Когда же речь заходит о сравнении его двух вариантов, то говорится следующее: «Недостатком в развитии образа Ярман- ки, не устранённым и в последнем изда нии романа, нужно признать то, что автор не познакомил читателя с жизнью и учёбой Ярманки среди русских». Ве роятно, замечание это справедливо, но речь-то в статье, по замыслу автора, должна была идти не о том, ч т о «пока- зал» и ч е г о «не показал» писатель, а о том, к а к удалось ему создать типи ческие образы представителей народа Горного Алтая. Так, исследуя творче ство писателя, В. Куприянова не сумела убедительно показать, что А. Коптелов,- как художник, вырос, успешно овладева ет методом социалистического реализма. Большую помощь писателям могут оказать хорошо поставленные литератур ная критика и библиография в газетах. Анализ лучших произведений литерату ры, принципиальная критика на страни цах газеты идейных и художественных недостатков отдельных произведений, безусловно, помогают формированию ■коммунистического мировоззрения чита телей, помогают писателям ещё , выше поднять уровень своих произведений. К сожалению, даже перед вторым Все союзным съездом писателей некоторые местные газеты редко выступают по во просам литературы. Газеты «Восточно- Сибирская правда», «Красноярский рабо чий» за последние три месяца опублико вали только по одной рецензии на книги местных авторов. Газета «Советская Сибирь» чаще вы ступает со статьями и рецензиями, по свящёнными литературе, хотя статьи, в которых давалось бы обобщение лите ратурных процессов, поднимались бы принципиальные вопросы развития лите ратуры, ещё редко помещаются. В этом немалая вина Новосибирского отделения ССП, ещё слабо использующего для критических выступлений страницы га зеты. Между тем, есть некоторые вопро сы, в которых писателям и критикам следует серьёзно разобраться, Например, вопрос о местной теме в художественных произведениях. Оценивая поэзию журнала «Сибир ские огни», критик Е. Лучинецкий («Советская Сибирь» от 28. I. 1954 г.) упрекает поэтов в том, что «сибирская тема» не находит в их творчестве достой ного отражения. И в качестве примера .приводит лирическое стихотворение И. Ветлугина «Над цифрами пятилетне го плана». Оно, по мнению критика, не удачно, так как в нём нет ничего «си бирского», что «оно общее». Но почему в творчестве сибирских поэтов должно находить достойное отражение только «сибирское», а не общее, народное? Ка ков путь писателя к отражению обгце- народных интересов, вопросов, про блем? Сибирь, конечно, имеет свою специфи ку — и в природных условиях, и в тех громадных изменениях в промышлен ности и сельском хозяйстве, которые произошли за годы социалистического строительства. Но по своей социалисти ческой сути эти изменения не отлича ются от изменений в других местах Российской Федерации и всего Совет ского Союза. Поэт, живущий в Сибири, может на писать лирическое стихотворение, в ко тором может и не быть «ярко выражен ных характерных примет Сибири», но верно, правдиво отображены явления, об щие для всей страны, для всех советских людей. На наш взгляд, необязательно, чтобы писатель, поэт каждое явление со ветской действительности рассматривал лишь через призму «сибирской специ фики», что может привести в конеч ном счёте к вредному противопоставле нию «сибирского» общенародному. Важ но, чтобы писатели-сибиряки хорошо, глубоко знали жизнь своего края, чтобы они все явления жизни, всю будничную работу людей в своём крае, области рассматривали так, как требовал А. М. Горький, — «с высоты основной задачи, а эта задача ...— создание образцового социалистического общества людей, рас крепощённых извне и изнутри» (из пись ма М. Горького редакции журнала-«Бу дущая Сибирь»). При этом надо помнить также и дру гой важный завет А. М. Горького — о кругозоре и точке зрения писателя. А. М. Горький писал, что точка зрения писателя «образуется в результате на блюдения, сравнения, изучения литера-i тором разнообразных явлений жизни. Чем шире социальный опыт литератора, тем выше его точка зрения, тем более широк его интеллектуальный кругозор, тем виднее ему, что с чем соприкасает ся на земле и каковы взаимодействия этих сближений, соприкосновений». Следовательно, дело не в том, что в произведении писателя-сибиряка будут «выражены в н е ш н и е приметы Сиби ри», а в том, с какой высоты он рас сматривает явления, что нового он уви дел в них, каковы пути развития этого нового — в людях и в делах их. Уменья открыть, показать это новое, его значе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2