Сибирские огни, 1954, № 5

и исчерпывается анализ художественного образа. Один из центральных героев романа характеризуется так: «Ярманка (брат Борлая) — типичный представитель ал­ тайской молодёжи, не испытавшей в пол­ ной мере байского гнёта, а потому лег­ че и быстрее, чем старшее поколение, проходящей путь от патриархально-фео­ дальных отношений к социализму. Яр­ манка едет учиться сам, учит других, за­ тем становится секретарём айкома пар­ тии — руководителем своего народа, на­ рушает старые обычаи и строит по-ново­ му семейную жизнь». Таким методом проанализированы все образы романа. Когда же речь заходит о сравнении его двух вариантов, то говорится следующее: «Недостатком в развитии образа Ярман- ки, не устранённым и в последнем изда­ нии романа, нужно признать то, что автор не познакомил читателя с жизнью и учёбой Ярманки среди русских». Ве­ роятно, замечание это справедливо, но речь-то в статье, по замыслу автора, должна была идти не о том, ч т о «пока- зал» и ч е г о «не показал» писатель, а о том, к а к удалось ему создать типи­ ческие образы представителей народа Горного Алтая. Так, исследуя творче­ ство писателя, В. Куприянова не сумела убедительно показать, что А. Коптелов,- как художник, вырос, успешно овладева­ ет методом социалистического реализма. Большую помощь писателям могут оказать хорошо поставленные литератур­ ная критика и библиография в газетах. Анализ лучших произведений литерату­ ры, принципиальная критика на страни­ цах газеты идейных и художественных недостатков отдельных произведений, безусловно, помогают формированию ■коммунистического мировоззрения чита­ телей, помогают писателям ещё , выше поднять уровень своих произведений. К сожалению, даже перед вторым Все­ союзным съездом писателей некоторые местные газеты редко выступают по во­ просам литературы. Газеты «Восточно- Сибирская правда», «Красноярский рабо­ чий» за последние три месяца опублико­ вали только по одной рецензии на книги местных авторов. Газета «Советская Сибирь» чаще вы­ ступает со статьями и рецензиями, по­ свящёнными литературе, хотя статьи, в которых давалось бы обобщение лите­ ратурных процессов, поднимались бы принципиальные вопросы развития лите­ ратуры, ещё редко помещаются. В этом немалая вина Новосибирского отделения ССП, ещё слабо использующего для критических выступлений страницы га­ зеты. Между тем, есть некоторые вопро­ сы, в которых писателям и критикам следует серьёзно разобраться, Например, вопрос о местной теме в художественных произведениях. Оценивая поэзию журнала «Сибир­ ские огни», критик Е. Лучинецкий («Советская Сибирь» от 28. I. 1954 г.) упрекает поэтов в том, что «сибирская тема» не находит в их творчестве достой­ ного отражения. И в качестве примера .приводит лирическое стихотворение И. Ветлугина «Над цифрами пятилетне­ го плана». Оно, по мнению критика, не­ удачно, так как в нём нет ничего «си­ бирского», что «оно общее». Но почему в творчестве сибирских поэтов должно находить достойное отражение только «сибирское», а не общее, народное? Ка­ ков путь писателя к отражению обгце- народных интересов, вопросов, про­ блем? Сибирь, конечно, имеет свою специфи­ ку — и в природных условиях, и в тех громадных изменениях в промышлен­ ности и сельском хозяйстве, которые произошли за годы социалистического строительства. Но по своей социалисти­ ческой сути эти изменения не отлича­ ются от изменений в других местах Российской Федерации и всего Совет­ ского Союза. Поэт, живущий в Сибири, может на­ писать лирическое стихотворение, в ко­ тором может и не быть «ярко выражен­ ных характерных примет Сибири», но верно, правдиво отображены явления, об­ щие для всей страны, для всех советских людей. На наш взгляд, необязательно, чтобы писатель, поэт каждое явление со­ ветской действительности рассматривал лишь через призму «сибирской специ­ фики», что может привести в конеч­ ном счёте к вредному противопоставле­ нию «сибирского» общенародному. Важ­ но, чтобы писатели-сибиряки хорошо, глубоко знали жизнь своего края, чтобы они все явления жизни, всю будничную работу людей в своём крае, области рассматривали так, как требовал А. М. Горький, — «с высоты основной задачи, а эта задача ...— создание образцового социалистического общества людей, рас­ крепощённых извне и изнутри» (из пись­ ма М. Горького редакции журнала-«Бу­ дущая Сибирь»). При этом надо помнить также и дру­ гой важный завет А. М. Горького — о кругозоре и точке зрения писателя. А. М. Горький писал, что точка зрения писателя «образуется в результате на­ блюдения, сравнения, изучения литера-i тором разнообразных явлений жизни. Чем шире социальный опыт литератора, тем выше его точка зрения, тем более широк его интеллектуальный кругозор, тем виднее ему, что с чем соприкасает­ ся на земле и каковы взаимодействия этих сближений, соприкосновений». Следовательно, дело не в том, что в произведении писателя-сибиряка будут «выражены в н е ш н и е приметы Сиби­ ри», а в том, с какой высоты он рас­ сматривает явления, что нового он уви­ дел в них, каковы пути развития этого нового — в людях и в делах их. Уменья открыть, показать это новое, его значе­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2