Сибирские огни, 1954, № 5
татом такого совещания будет расшире ние непосредственных творческих связей с молодыми критиками, систематическое обсуждение их критических работ, ко роче — широкое использование всех, форм творческой помощи. По этому по воду не раз секретариатом Союза совет ских писателей выносились хорошие ре шения, но до сих пор комиссия по тео рии литературы и критики, призванная претворять в жизнь эти решения, не сумела этого сделать. Бесспорно, что советская литература это не только литература Москвы и Ле нинграда. Бесспорно, что литература краёв и областей значительно выросла. И всё-таки центральные журналы и «Ли тературная газета» выступают о критиче скими статьями о литературе краёв и областей редко. И если делается вдруг открытие, что, оказывается, есть в Си бири поэт Луговской, заслуживающий того, «чтобы занять своё место в ряду хороших детских писателей» («Литера турная газета» № 93 от 5.VIII. 1954 г.), то делается это с явным и не очень так тичным по отношению к поэту опоздани ем, примерно, на два десятилетия. М. Светлов мог, конечно, не знать, что так называемый «областной» поэт Инн. Луговской пришёл в литературу больше четверти века назад и отнюдь не о детскими стихами, но «Литературной газете» это следовало бы знать и не де лать таких открытий, которые давно уже сделаны читателями. Требование А. М. Горького «не игно рировать областной литературы и прес сы» всё ещё в должной мере не выпол няется. Тем большая ответственность ложится на местные писательские орга низации, на местные органы печати, призванные разобраться в своём литера турном хозяйстве, систематически дер-, жать в центре внимания в с ю литерату ру, выходящую в крае, давать ей пол ную, всестороннюю, объективную оцен ку, следить за её ростом, строго и прин ципиально критиковать её недостатки, помогать её развитию. К сожалению, местные отделения Со-» юза советских писателей, местные орга ны печати далеко не всегда справляются о этими задачами. Разумеется, это также в первую голову относится и к Новоси бирскому отделению Союза писателей и к его органу — журналу «Сибирские огни». Отсутствие такого повседневного, требовательного внимания к литератур ной критике — одна из причин её отста вания. В Иркутске вышел сборник критиче ских статей о писателях Сибири. Жур нал так и не откликнулся на это хоро шее начинание иркутян. А как бы это могло помочь при создании другого такого сборника. Ещё редко на страни цах журнала появляются обобщающие литературно-критические статьи, в кото рых поднимались бы принципиальные вопросы развития советской литературы и литературной критики, разоблачались бы проявления чуждой нам идеологии. В отделениях Союза писателей больше всего запущенности именно в части лите ратурной критики. Критическим отделам альманахов отводится ничтожно мало, места, ведутся они нерегулярно. Даже такая крупная писательская организа ция, как иркутская, выпускающая три-, четыре альманаха в год, публикует не более одной-двух рецензий в каждом но мере. В последних двух альманахах «Ста линский Кузбасс» опубликовано также только две рецензии. Вот, например,. как анализируются стихи молодого поэта в рецензии Э. Суворовой «Голос моло дых» (альманах № 7, 1954 г.). «В произведениях П. Рязанова расска- ■зывается о жизни бойца нашей армии. Вот картина стоящего на посту часового (цитата). В другом стихотворении — «Твоё письмо» передаются чувства сол дата, получившего письмо от любимой, В «Однополчане» вспоминается о солдата ской дружбе. Однако яркой индивидуаль ной характеристики поэт своему герою не дал». Что может дать такой «анализ» и чи тателю, и автору? Ничего, так как на звано только то, ч т о изобразил поэт и совершенно обойдено, к а к он это сде лал. Ф. Мальцев в рецензии на первую кни гу стихов М. Небогатова, требуя от пи сателя бережного отношения к слову, сам допускает небрежность в языке. Со*, вершенно невозможно, например, уло вить смысл в таком обобщении: «Так, не укладываясь в старые рамки, не умея попасть в ногу с оставшимися без изме нения строфами, потеряв всё своё «рево- люцио.нное» прошлое, переделанный об-: раз героя стал менее ясным» («Сталин ский Кузбасс» № 6 за 1953 г.). Но са мое печальное заключается в том, что рецензент, так туманно и замысловато «анализируя» произведения, в качестве положительных примеров приводит кан раз наиболее слабые, риторические сти хи. Такие статьи могут лишь запутать поэта, а не помочь ему. Нечасто публикует на своих страницах критические статьи и альманах «Алтай». В номере 7 за 1953 г. опубликована все го одна рецензия В. Куприяновой о кни ге А. Коптелова «Великов кочевье». В. Куприянова поставила перед собой сложную и интересную задачу — проана- лизировать старый (1935 г.) и новый (1952 г.) варианты романа А. Коптелова, показать идейно-художественный рост писателя. Но сделать это критику не уда лось из-за неумения проанализировать самое главное в произведении — образы ведущих героев. Критик полагает, что назвать героя «типическим представите лем алтайской молодёжи» и перечислить некоторые его дела и должности — этим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2